3 миллиарда лет назад у Луны смещались полюса

Странное смещение льда с полюсов, наблюдаемых сегодня, побудило команду ученых внимательнее изучить данные, собранные космическими аппаратами NASA Lunar Prospector и Lunar Reconnaissance Orbiter. Статистический анализ и моделирование показали, что лед сместился на каждом из полюсов на одинаковое расстояние, но в противоположных направлениях.
В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature, сообщается, что Луна медленно сдвинулась со своей оси примерно 3 миллиарда лет назад.

Мэттью Зиглер из Южного методистского университета и его коллеги сделали открытие при исследовании данных NASA о распределении водорода на полюсах Луны. Водород, обнаруженный орбитальными аппаратами, предположительно находится в замороженном виде в кратерах, скрытых от Солнца на северном и южном полюсах. Воздействие прямых солнечных лучей испарило бы лед, поэтому его наличие является очень чувствительным маркером ориентации Луны в прошлом.

Странное смещение льда с полюсов, наблюдаемых сегодня, побудило команду ученых внимательнее изучить данные, собранные космическими аппаратами NASA Lunar Prospector и Lunar Reconnaissance Orbiter. Статистический анализ и моделирование показали, что лед сместился на каждом из полюсов на одинаковое расстояние, но в противоположных направлениях.

«Это удивительное открытие. Мы склонны думать, что объекты на небе всегда были обращены к нам именно так, как мы видим сегодня, но в случае с Луной это не так. Если бы аналогичное смещение произошло на Земле, то ось сместилась бы из Антарктиды в Австралию», – сказал Мэттью Зиглер.

По словам ученых, возможной причиной изменения оси вращения и побега полюсов могли быть геологические процессы, происходившие в недрах Луны в первый миллиард лет ее существования.

Крупнейшая лунная равнина Океан Бурь в прошлом состояла из множества вулканов, которые разогревали ее до высоких температур. Это было возможным за счет высокой радиоактивности веществ в мантии и коре нашего спутника в районе равнины. В тот период низкая плотность поверхности Океана Бурь «раздула» лунные породы, породив гравитационную аномалию, удерживавшую полюса Луны в старой точке.

После распада большей части радиоактивных веществ и снижения вулканической активности региона, Океан Бурь принял привычную нам форму, плотность пород повысилась и полюса Луны сместились, заняв свои текущие позиции.

Больше по теме:   Луна