ALMA увидел крик новорожденной массивной звезды

Звезды формируются из газа и пыли, дрейфующих в межзвездном пространстве. Но астрономы еще не до конца понимают, как рождаются массивные светила.

Звезды формируются из газа и пыли, дрейфующих в межзвездном пространстве. Но астрономы еще не до конца понимают, как рождаются массивные светила, найденные в космосе. Одним из ключевых моментов является вращение газа. На начальном этапе родительское облако кружится медленно и со временем ускоряется, поскольку оно уменьшается из-за гравитации. Звезды, сформированные в таком процессе, должны очень быстро вращаться, но это не согласуется с наблюдениями.

Как же рассеивается вращательный импульс? Один из возможных сценариев заключается в том, что газ убегает от юных звезд. Если его отток вращается, он может «уносить» вращательный импульс прочь из системы. Астрономы пытались обнаружить вращение оттока, чтобы проверить сценарий и понять механизм его запуска. В некоторых случаях, возможно, даже были обнаружены подписи вращения, но четкой уверенности в этом не было, особенно вокруг массивных молодых звезд.

В новом исследовании, представленном в журнале Nature Astronomy, команда астрономов во главе с Томоя Хирота из Национальной астрономической обсерватории Японии описывает наблюдения молодой массивной звезды Orion KL Source I, проживающей в знаменитой туманности Ориона на расстоянии 1400 световых лет от Земли. Туманность Ориона – ближайшая к нам область формирования массивных звезд. Благодаря близости и впечатляющим возможностям массива телескопов ALMA команда смогла выявить характер оттока из Source I.

«Мы ясно увидели вращение оттока. Кроме того, мы получили важные данные о механизме, запускающем его», – рассказывает Томоя Хирота.

Новые наблюдения ALMA прекрасно иллюстрируют вращение. Оказалось, что отток вращается в том же направлении, что и газовый диск, окружающий звезду. Это подтверждает идею о том, что отток играет важную роль в рассеивании вращательной энергии.

Кроме того, ALMA ясно показывает, что отток запускается не около молодой звезды, а у внешнего края диска. Эта хорошо согласуется с моделью, в которой газ в диске перемещается во внешние области под действием центробежной силы, а затем движется вверх вдоль линий магнитного поля с образованием оттока. Несмотря на то, что предыдущие наблюдения ALMA находили доказательства теории вокруг протозвезд малой массы, у массивных зародышей убедительных доказательств обнаружено не было, поскольку большинство районов их формирования довольно далеки и их трудно исследовать в деталях.

«Наблюдение на субмиллиметровых волнах высокого разрешения имеет важное значение для нашего исследования, и благодаря ALMA это стало возможным. ALMA – уникальный инструмент для изучения плотной области оттока, с его помощью мы наконец-то смогли обнаружить вращение. Мы хотели бы посмотреть на другие объекты, чтобы улучшить наше понимание механизма запуска оттоков и сценария формирования массивных звезд», – заключил Томоя Хирота.

Больше по теме:   Звезды