Астрономы нашли первые признаки существования каменистых планет у двойных звезд

В исследовании, представленном 27 февраля 2017 года в Nature Astronomy, сообщается об обнаружении в системе SDSS 1557 остатков разрушенного астероида. Двойная звезда состоит из белого и коричневого карликов и удалена от Земли на 1000 световых лет.

Открытие примечательно тем, что мусор – скалистый, а это в свою очередь предполагает возможность существования у двойных звезд планет типа «Татуин». На сегодняшний день все обнаруженные экзопланеты в системах данного типа являются газовыми гигантами, подобными Юпитеру.

В отличие от богатого углеродом ледяного материала, найденного в других звездных системах, планетарные строительные блоки, идентифицированные в SDSS 1557, содержат большое количество металла, в том числе кремния и магния. Эти элементы были обнаружены в момент падения осколков на поверхность звезды и загрязнения ее атмосферы на некоторое время. По расчетам исследователей, количество «уничтоженного» материала сопоставимо с 4-километровым астероидом массой 1,1 триллиона тонн.

«Строительство каменистых планет вокруг двух солнц считалось проблемой, так как гравитация обеих звезд тянет материал, препятствуя слипанию кусков породы. С открытием астероидного мусора в SDSS 1557 мы увидели четкие сигнатуры рождения скалистой планеты через крупные астероиды. Это поможет нам понять, как каменистые миры рождаются в системах двойных звезд», – сказал Джей Фарихи, ведущий автор исследования из Университетского колледжа Лондона (Великобритания).

В Солнечной системе пояс астероидов содержит оставшиеся строительные блоки для планет земной группы Меркурия, Венеры, Земли и Марса, именно поэтому изучение астероидов дает более глубокое понимание того, как формируются каменистые и потенциально обитаемые планеты. Этот подход был использован группой ученых для изучения SDSS 1557. Так как ни одна планета еще не была непосредственно обнаружена в этой системе, мишенью для анализа стал пояс астероидов вокруг звезд.

Открытие стало полной неожиданностью, так как исследователи считали, что белый карлик был единственным членом SDSS 1557. «Мы знаем тысячи двойных систем, подобных этой, но впервые мы увидели остатки астероида, загрязняющие орбиту. Коричневый карлик фактически был скрыт пылью, пока мы не взглянули на SDSS 1557 с правильным инструментом. Подробно изучив систему, мы заметили небольшое гравитационное воздействие коричного карлика на мертвую звезду», – сказал Стивен Парсонс, соавтор исследования из Университета Вальпараисо (США).

Команда изучала двойную систему и химический состав мусора путем измерения поглощения различных длин волн света, или спектров, с помощью телескопа обсерватории «Gemini South» и телескопа «VLT» Европейской южной обсерватории.

Схожий спектр характерен для многих одиночных белых карликов, недавно разорвавших на части и поглотивших останки множества астероидов или небольшой каменистой планеты. Это позволяет предположить, что в газопылевом диске SDSS 1557 формируются астероиды, часть которых постоянно выбрасывается коричневым карликом в сторону белого карлика и падают на его поверхность. Соответственно, в диске у SDSS 1557 должно быть достаточно материи для образования небольшой каменистой планеты.