Астрономы обнаружили молодую сверхмассивную звезду

Это молодое светило, уже более чем в 30 раз превосходящее по массе Солнце, все еще находится в процессе сбора материала из родительского молекулярного облака.

Астрономы обнаружили молодую звезду, расположенную на расстоянии примерно 11 000 световых лет от Земли, которая может раскрыть тайны формирования массивных звезд во Вселенной. Это молодое светило, уже более чем в 30 раз превосходящее по массе Солнце, все еще находится в процессе сбора материала из родительского молекулярного облака. Когда звезда достигнет своего совершеннолетия ее масса еще немного возрастет.

Команда исследователей, возглавляемая учеными из Кембриджского университета (Великобритания), смогла определить ключевой этап в развитии массивных звезд и обнаружила, что эти гиганты формируются из вращающегося диска газа и пыли, аналогично своим меньшим собратьям, подобным Солнцу. Результаты исследования будут представлены в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Изучать массивные молодые звезды в нашей Галактике гораздо труднее, чем небольшие светила. Дело в том, что гиганты живут значительно меньше и умирают молодыми. Это делает их большой редкостью среди 100 миллиардного населения Млечного пути.

«Средняя звезда, подобная нашему Солнцу, формируется за несколько миллиардов лет, в то время как массивный гигант на порядок быстрее – около 100 000 лет. Плюс к этому эти звезды прогорают гораздо быстрее, поэтому их «средняя продолжительность жизни» значительно короче. Их очень сложно застать в младенческом возрасте», – сказал Джон Айли, ведущий автор исследования из Кембриджского университета.

Протозвезда, изученная командой астрономов, проживает в инфракрасном темном облаке – очень холодной и плотной области пространства, идеальной для звездных яслей. Однако, эту богатую область звездообразования трудно наблюдать с помощью обычных телескопов, поскольку молодые звезды окружены толстым, непрозрачным облаком. Чтобы посмотреть сквозь плотную пелену, ученые использовали Субмиллиметровый массив SMA и радиотелескоп «Карл Янский».

Путем измерения количества излучения холодной пыли вблизи звезды и с помощью сигнатур различных молекул в газе, исследователи смогли определить наличие «Кеплеровского диска» – диска, внутренние слои которого вращаются быстрее, чем внешние.

«Этот тип вращения проявляется и в Солнечной системе: внутренние планеты вращаются вокруг Солнца быстрее, чем внешние. Нахождение такого диска вокруг массивной молодой звезды свидетельствует о том, что гиганты формируются аналогично звездам, подобным нашему Солнцу», – добавил Джон Айли.

В ходе наблюдений исследователи также измерили массу вращающегося вокруг протозвезды диска, которая оказалась равна двум-трем солнечным. «Наши расчеты показывают, что диск на самом деле может скрывать еще большую массу под плотными слоями газа и пыли. Это может привести к тому, что он «разобьется» под действием собственной гравитации, образовав ряд менее массивных протозвезд-компаньонов», – сказал Дункан Форган, соавтор исследования из Сент-Эндрюсского университета (Великобритания).

Следующим шагом команды астрономов станет наблюдение молодого объекта с помощью Атакамской большой антенной решетки миллиметрового диапазона (ALMA), расположенной в Чили. Этот мощный инструмент позволит ученым больше узнать об этой молодой массивной звезде в нашей Галактике.

Больше по теме:   Звезды