Астрономы стали свидетелями пробуждения классической новой от спячки

Классические новые звезды производят циклические вспышки, которые, как считают ученые, повторяются каждые 10 000 - 1 000 000 лет.

Классические новые звезды производят циклические вспышки, которые, как считают ученые, повторяются каждые 10 000 — 1 000 000 лет. Но информации о том, как они себя ведут между извержениями, особенно перед вспышкой, по понятным причинам мало. И вот теперь, группа астрономов собрала данные наблюдений за 6 лет до и 7 лет после недавнего взрыва, получившего название Nova Centauri 2009.

Новые звезды являются тесными двойными системами, состоящими из белого карлика и звезды-компаньона. В таких системах происходит перетекание вещества внешних слоев компаньона на карлика каннибала. Водород покрывает поверхность белого карлика, как правило, состоящего из углерода и кислорода, до тех пор, пока он не станет плотным и достаточно горячим, чтобы зажечь термоядерную реакцию и впоследствии сбросить оболочку в окружающее пространство. При этом яркость бинарной системы возрастает в 10 000 раз. Но что происходит дальше?

Теоретики думают, что система не может просто взять и вернуться к исходному состоянию. Вместо этого, они считают, что взрыв нагревает звезду-компаньона на протяжении нескольких столетий, в результате чего скорость переноса водорода на белого карлика возрастает. Затем интенсивность спадает, погружая бинарную систему в «спячку» до тех пор, пока каннибал не накопит критическую массу в очередной раз.

Этот сценарий получил подтверждение в новом исследовании, опубликованном 17 августа 2016 года в журнале Nature. Команда ученых из обсерватории Варшавского университета изучила данные о новой звезде, собранные телескопом Optical Gravitational Lensing Experiment в Чили. Астрономы сообщают, что в годы, предшествовавшие взрыву Nova Centauri 2009, она показывала короткие, нерегулярные увеличения яркости, типичные для низкой скорости перетекания вещества. В годы после вспышки пара стала на два порядка ярче, указывая на гораздо более высокий расход топлива. Сейчас Nova Centauri 2009 начинает угасать, впадая в спячку, и будет находиться в ней до следующего неизбежного взрыва.

Больше по теме:   Звезды  Новые