Астрономы впервые увидели, как «кипит» красный гигант

На новом изображении, полученном приемником PIONIER на Очень Большом Телескопе ESO, различимы несколько конвекционных ячеек, покрывающих поверхность (фотосферу) гигантской звезды π1 Журавля.

Международная команда астрономов под руководством Клаудии Паладини из Европейской южной обсерватории (ESO) впервые провела прямые наблюдения структуры грануляции на поверхности звезды за пределами Солнечной системы – π1 Журавля. Результаты исследования представлены в журнале Nature.

π1 Журавля (π1 Gru, HD 212087) является красным гигантом, заканчивающим свой жизненный цикл. Звезда располагается в 530 световых годах от Земли в созвездии Журавля. Ее масса примерно на 50% больше массы Солнца, однако по размеру она превосходит его в 350 раз и в несколько тысяч раз по яркости. Примерно через пять миллиардов лет наше Солнце тоже увеличится в размерах и превратится в красного гиганта.

На новом изображении, полученном приемником PIONIER на Очень Большом Телескопе ESO, различимы несколько конвекционных ячеек, покрывающих поверхность (фотосферу) этой гигантской звезды. Поперечник каждой ячейки оценивается примерно в 120 миллионов километров, что сопоставимо с расстоянием от Солнца до Венеры.

Для сравнения фотосфера Солнца содержит примерно два миллиона конвективных ячеек диаметром около 1500 километров. Гигантскую разницу в размерах гранул можно частично объяснить различными значениями поверхностной гравитации у двух звезд. Так как сила тяготения π1 Gru гораздо ниже солнечной, на ее поверхности образовалось всего нескольких огромных конвекционных ячеек.

Первая стадия термоядерного синтеза старой звезды π1 Gru давным-давно закончилась, когда в ее недрах выгорел весь водород. По мере того, как ослабевала выделяемая энергия, звезда сжималась, а это в свою очередь привело к ее разогреву до температуры выше 100 миллионов градусов. Тогда началась следующая фаза ее эволюции: из гелия стали синтезироваться более тяжелые атомы, такие как углерод и кислород. Очень горячее ядро звезды начало раздувать ее внешние слои, пока звезда не стала в сотни раз больше, чем была вначале. В итоге она превратилась в переменного красного гиганта. Рассмотреть детали поверхности такой звезды до сих пор никому не удавалось.

Звезда будет оставаться красным гигантом на протяжении нескольких десятков тысяч лет, что очень мало по сравнению с общей продолжительностью ее существования в несколько миллиардов лет. Выполненные наблюдения дают ученым уникальный шанс исследовать эту краткую фазу звездной эволюции.

Больше по теме:   ESO  Красные гиганты  Фотографии