7K

Бактерии в озере под ледником в Исландии намекают на существование инопланетной жизни

Обнаружение новых штаммов бактерий в озере, спрятанном от Солнца под ледником в Исландии, показали, что жизнь может процветать в подповерхностных океанах на ледяных спутниках Сатурна и Юпитера.

Озеро Скафтаркатлар лежит под ледяным слоем толщиной 300 метров, и его воды, вероятно, никогда не подвергались воздействию атмосферы. Оно является одним из лучших мест на Земле для понимания того, как жизнь может эволюционировать в изоляции в подповерхностном океане на далекой луне.

«Трудно анализировать ДНК микробов, которые являются совершенно новыми для науки, потому что нет никаких предварительных знаний о них. Мы имеем дело с множеством неизвестных», – рассказывает Грегори Фаррант, ведущий исследователь финансируемого Европейским Союзом проекта AstroLakes.

В рамках проекта команда исследователей изучает микроорганизмы, обнаруженные в 10 драгоценных образцах, взятых из озера за последнее десятилетие. Отбор проб под ледником трудная задача: ​​насос подает горячую воду, чтобы растопить лед, а затем пробоотборник отправляется на дно через скважину, собирая небольшие объемы обогащенной серой воды. Работа основывается на идее, что подземные океаны, вероятно, представляют собой наш лучший шанс найти жизнь на других планетах.

Где искать внеземную жизнь

В 2005 году космический аппарат «Cassini» обнаружил органические молекулы в гейзерах, извергающихся из южного полюса ледяного спутника Сатурна Энцелада на сотни километров в космос.

«Пролетев через богатые водой струи, «Cassini» обнаружил сложные органические молекулы, а также водород, что делает Энцелад одним из наиболее пригодных для жизни мест в Солнечной системе», – сказал Габриэль Тоби из Нантского университета (Франция).

Используя математическое моделирование, Габриэль Тоби и его команда рассчитали толщину ледяной оболочки на Энцеладе. Оказалось, что скрытый океан лежит на глубине 35 — 40 километров на экваторах и менее 5 километров на полюсах, что сопоставимо с ледяными шапками на Земле. Это намного тоньше, чем предполагалось, и делает подповерхностный океан потенциально доступным для будущих миссий. Это также предполагает наличие гидротермальных вентиляционных отверстий на дне океана.

«Более тонкая корка подразумевает, что в водном «резервуаре» на Энцеладе есть огромный источник тепла, который может вызывать гидротермальные вентиляционные отверстия на дне этого подземного океана», – добавил Габриэль Тоби.

На Земле жизнь возникла вокруг вентиляционных отверстий на дне океана, несмотря на отсутствие кислорода и высоких температур, что повышает вероятность того, что тоже самое может произойти в различных местах Солнечной системы.

Другие спутники, такие как Титан или Европа, также могут содержать строительные блоки жизни, и продолжающиеся исследовательские проекты дают ориентиры для будущих космических миссий.

На данный момент NASA рассматривает возможную миссию «Enceladus Life Finder» к Энцеладу и «Europa Clipper» к Европе.

Больше по теме:   Cassini  Европа  Энцелад