Большое красное пятно Юпитера оказалось мощным источником тепла

Новые исследования показали, что Большое красное пятно Юпитера может оказаться таинственным источником тепла и причиной удивительно высоких температур в верхних слоях атмосферы планеты.

Здесь, на Земле, солнечный свет нагревает атмосферу и на высоте орбиты Международной космической станции. Ученые озадачены, почему температура в верхних слоях атмосферы Юпитера сопоставима с зафиксированной на Земле, ведь газовый гигант расположен от Солнца в пять раз дальше нас. Они решили узнать: если не Солнце является источником тепла, то что тогда?

Исследователи из Бостонского университета (США) задались целью решить загадку путем картирования температуры Юпитера на уровне значительно выше его облаков с помощью наблюдений с Земли. Они проанализировали данные спектрометра SpeX, установленного на 3-метровом телескопе NASA «Infrared Telescope Facilit» (IRTF). Наблюдая за инфракрасным излучением в сотнях километров над газовым гигантом, ученые обнаружили, что температура гораздо выше в той широте и ​​долготе в южном полушарии Юпитера, где находится великий ураган.

В исследовании, опубликованном 27 июля 2016 года в журнале Nature, делается вывод, что буря в Большом красном пятне производит два вида турбулентной энергии волн, которые сталкиваются и переходят в тепловую энергию в верхних слоях атмосферы. Гравитационные волны похожи на движение гитарной струны, в то время как акустические волны сжимают воздух (звуковые волны). Тепло в верхних слоях атмосферы на высоте 800 километров над Большим красным пятном, как полагают, вызвано их сочетанием.

Чрезвычайно высокие температуры наблюдаются над всей поверхностью урагана, напоминающего дымящийся пистолет. Это говорит о правдоподобном объяснении энергетической проблемы, при которой верхние слои атмосферы газового гиганта оказались на сотни градусов горячее, чем можно было бы объяснить солнечным нагревом.

Подобный эффект уже наблюдался на Земле (над Андами) и вполне может возникать в других местах внешней Солнечной системы. Ученые полагают, что это явление также встречается на гигантских экзопланетах, вращающихся вокруг других звезд.

Большое Красное Пятно вызывает интерес и озадачивает с момента его открытия в XVII веке. Этот вихрь красного цвета размером в 2-3 раза шире Земли рассматривается как «вечный ураган» со скоростью ветра около 600 километров в час.

Больше по теме:   NASA  Юпитер