Большое Магелланово Облако разрывает звездное скопление

Впервые яркий спутник Млечного пути обвиняют в совершении тяжкого преступления – убийстве небесного объекта, подошедшего слишком близко.

Галактики видят, галактики действуют. Впервые яркий спутник Млечного Пути обвиняют в совершении тяжкого преступления – убийстве небесного объекта, подошедшего слишком близко.

Большое Магелланово Облако (БМО) является самым ярким более чем из 50 галактических спутников, вращающихся вокруг Млечного Пути. Находясь на расстоянии 160 000 световых лет от Земли, он сияет настолько сильно, что его можно заметить невооруженным глазом.

Как известно, большие спиральные галактики, подобные нашей, разрывают и поглощают своих соседей. Именно так поступил Млечный Путь с некоторыми братьями БМО. Однако, сами спутниковые галактики никогда ранее не были замечены в подобных преступлениях.

В новом исследовании Николас Мартин из Страсбургского университета (Франция) и его коллеги сообщают, что объект, выглядящий как шаровое скопление, находится в бедственном положении. Кластер оказался на окраине БМО на расстоянии около 42 000 световых лет от центра галактики.

Команда ученых нашла гибнущее звездное скопление в марте 2016 года в рамках кампании Survey of the MAgellanic Stellar History (SMASH), именно поэтому оно получило название SMASH 1.

«Скопление довольно вытянутое и длинная ось ориентирована на БМО. Это говорит нам о том, что гравитация галактики тянет кластер на себя, разрывая его на части», – рассказывает главный исследователь Дэвид Нидевер из Национальной обсерватории оптической астрономии в Тусоне (США).

Тем не менее, кажется очень странным, что кластер, так долго живущий на орбите галактики, начал разрушаться только сейчас. Ученые объясняют это тем, что изначально SMASH 1 кружил рядом с менее массивной галактикой, Малым Магеллановым Облаком, обладающим более слабой гравитацией, которая не смогла уничтожить его. И лишь недавно он был украден БМО, который и начал рвать его на части. Еще в 2011 году астрономы сообщали, что большая галактика похитила миллионы звезды у своего младшего партнера.

Некоторые исследователи считают, что SMASH 1 может оказаться даже карликовой галактикой, а не скоплением звезд. В этом случае объект должен обладать темной материей с достаточной гравитацией для удержания в нем звезд. Это в свою очередь увеличит срок сопротивления БМО, и, следовательно, продолжительность его жизни.

Больше по теме:   Большое Магелланово облако