Была ли жизнь на молодой Венере?

Венера не зря получила прозвище «злой близнец Земли»: раскаленная, обезвоженная, покрытая токсичными облаками. Но всего лишь один или два миллиарда лет назад две сестры, возможно, были более похожи. Новые компьютерные моделирования предполагают, что ранняя Венера очень напоминала нашу родную планету и даже могла быть пригодной для жизни.

«Одна из самых больших загадок Венеры, как же получилось, что она так отличается от Земли. Вопрос становится еще интереснее, когда со стороны астробиологии вы рассматриваете возможность того, что Венера и Земля были очень похожи в период зарождения земной жизни», – говорит Дэвид Гринспун из Планетологического института США в Тусоне, штат Аризона.

Гринспун и его коллеги не первыми предположили, что Венера когда-то была пригодной для жизни. Она похожа на Землю по размеру и плотности, а также нельзя игнорировать факт, что две планеты сформировались близко друг к другу, а это позволяет считать, что они созданы из аналогичных материалов. Венера также имеет необычно высокое отношение дейтерия к атомам водорода, знак того, что когда-то на ней было значительное количество воды, загадочным образом исчезнувшей в течение долгого времени.

Для имитации ранней Венеры исследователи обратились к модели условий окружающей среды, использующейся для изучения изменений климата на Земле. Они создали четыре сценария, незначительно расходящихся в деталях, например, в количестве энергии, получаемой от Солнца, или продолжительности венерианского дня. Там, где о климате Венеры информация была скудной, команда заполнила пробелы обоснованными предположениями. Они также добавили неглубокий океан (10% объема океана Земли), покрыв им около 60 процентов поверхности планеты.

Глядя на развитие каждой версии с течением времени, исследователи предположили, что планета могла выглядеть как ранняя Земля, и быть пригодной для жизни в течение значительного периода. Наиболее перспективным из четырех сценариев оказалась модель с умеренной температурой, густой облачностью и незначительным снегопадом.

Могла ли появиться жизнь на ранней Венере? Если этого не произошло, виной тому выкипевшие в последствии океаны и вулканы, резко изменившие пейзаж около 715 миллионов лет назад. Но все-таки команда не исключила вероятность развития жизни в древние времена на второй планете Солнечной системе.

«Обе планеты, вероятно, наслаждались теплыми океанами воды в сочетании с каменными берегами и органическими молекулами, проходившими химическую эволюцию в этих океанах. Насколько мы понимаем, сегодня это и есть требования, предъявляемые к теориям происхождения жизни», – говорит Дэвид Гринспун.

Чтобы укрепить эти выводы, будущие миссии к Венере должны сфокусироваться на признаках эрозии, связанной с водой, которые обеспечили бы доказательства наличия океанов в прошлом. Такие признаки уже были обнаружены на Марсе. В настоящее время NASA рассматривает два потенциальных проекта по изучению Венеры, хотя ни один еще не утвержден.

Больше по теме:   Венера