6K

Черная дыра в центре Млечного Пути уснула 6 миллионов лет назад

В настоящее время сверхмассивная черная дыра в центре Млечного Пути дремлет, лишь изредка прихлебывая маленькими глотками водород. Но так было не всегда. Новое исследование показывает, что 6 миллионов лет назад, когда первые предки человека ходили по Земле, ядро нашей Галактики в одно мгновение разразилось яркой вспышкой. Доказательство этой активной фазы пришло в процессе поиска пропавшей массы Млечного Пути.

Измерения показывают, что наша Галактика имеет массу около 1-2 триллионов Солнц. Примерно пять шестых присутствует в виде невидимой таинственной темной материи. Оставшаяся одна шестая, или 150-300 миллиардов солнечных масс, составляет нормальная материя. Однако, если подсчитать все звезды, газ и пыль мы получим только около 65 миллиардов солнечных масс. Остальная часть нормальной материи –  вещества из нейтронов, протонов и электронов – казалось, отсутствует.

«Мы играли в космические прятки, пытаясь понять, где же прячется недостающая масса? Проанализировав архивные рентгеновские наблюдения космического телескопа «XMM-Newton», мы обнаружили, что отсутствующая масса пронизывает нашу Галактику в виде тумана, разогретого до миллионов градусов. Этот туман поглощает рентгеновские лучи от более далеких фоновых источников», – говорит Фабрицио Никастро, ведущий автор исследования из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (США).

Астрономы использовали величину поглощения, чтобы подсчитать, сколько нормальной материи находилось там и как она была распределена. Применив компьютерное моделирование, ученые выяснили, что в центре нашей Галактики есть «пузырь» из разреженного горячего газа, который простирается на две третьи расстояния от центра до Земли. Массы этого газа и других скоплений горячей материи над и под Галактикой как раз хватает для того, чтобы покрыть разницу между наблюдениями и расчетами.

Для создания такого пузыря требуется огромное количество энергии, которая, по мнению ученых, пришла из центральной черной дыры. В то время как некоторый падающий газ дыра поглотила, другой она раскидала со скоростью около 1000 километров в час. Шесть миллионов лет спустя ударная волна, созданная яростной вспышкой, пересекла границу в 20 000 световых лет. В то же время черная дыра «ушла в спящий режим».

Это сценарий подтверждается наличием звезд вблизи центра Млечного Пути, возраст которых составляет примерно 6 миллионов лет. Астрономы считают, что они родились из материала, который когда-то падал в черную дыру.

Результаты исследования будут представлены в Astrophysical Journal.

Больше по теме:   Млечный Путь