Детонация гелия на поверхности белого карлика вызывает вспышку сверхновой

Возгорание слоя гелия приведет к сильной цепной реакции и вызовет взрыв всей звезды.

С помощью телескопа «Subaru» международной команде исследователей удалось поймать вспышку сверхновой типа Ia спустя всего день после взрыва и с помощью моделирования доказать, что он был вызван ядерной детонацией гелия вблизи поверхности белого карлика.

Некоторые звезды заканчивают свою жизнь огромным взрывом – сверхновой. Самые распространенные сверхновые – это результат взрыва массивной звезды. Однако, белые карлики, проэволюционировавшие звезды примерно солнечной массы, также могут вспыхивать, если являются частью бинарной звездой системы. Белый карлик перетягивает материал со своего компаньона, а затем в какой-то момент взрывается как сверхновая типа Ia.

Но астрономы до сих пор точно не знают, что вызывает эти вспышки. Более того, взрывы происходят очень редко, примерно один в 100 лет на галактику, что затрудняет их изучение.

Чтобы увеличить шансы на обнаружение сверхновых типа Ia на ранних стадиях и разгадать тайну их вспышек, команда астрономов, возглавляемая Цзи-Ань Цзян из Токийского университета (Япония) прибегла к помощи 8,2-метрового оптического телескопа «Subaru», который способен захватывать большую область неба. Также они разработали систему автоматического обнаружения сверхновых звезд в большом потоке данных во время съемки.

За одну ночь наблюдений исследователи зарегистрировали более 100 кандидатов в сверхновые, в том числе несколько вспыхнувших совсем недавно. В частности, они захватили своеобразную сверхновую типа Ia спустя день после ее взрыва. Яркость вспышки и изменение цвета с течением времени отличаются от любой ранее обнаруженной подобной сверхновой. Команда предположила, что этот объект может быть результатом детонации белого карлика с гелиевым слоем на его поверхности. Возгорание слоя гелия, как показала разработанная модель, приведет к сильной цепной реакции и вызовет взрыв всей звезды.

«Это первое доказательство, которое однозначно поддерживает теоретически предсказанный механизм звездного взрыва!» – сказал Цзи-Ань Цзян.

Полученный результат является важным шагом к пониманию природы сверхновых типа Ia. Команда продолжит поиск «молодых» взрывов, чтобы протестировать свою теорию и окончательно выяснить процессы, ответственные за одни из самых ярких вспышек во Вселенной.

Больше по теме:   Белые карлики  Сверхновые