Две звезды, три вспышки и огромное количество энергии

Используя данные обсерватории NASA «Chandra» исследователи построили 3D-модель вспышки новой.

С прошлого столетия астрономы знают о нерегулярных вспышках двойной звездной системы V745 Sco, которая находится на расстоянии 25 000 световых лет от Земли. Первые два события были зафиксированы в 1937 и 1989 годах, и, когда система разразилась новым всплеском 6 февраля 2014 года, ученые уже были готовы наблюдать за вспышкой с помощью набора телескопов, в том числе рентгеновской обсерватории NASA «Chandra».

V745 Sco – это бинарная звездная система, состоящая из красного гиганта и белого карлика. Компаньоны настолько близко расположены друг к другу, что внешние слои красного гиганта оттягиваются интенсивной гравитацией белого карлика, и материал постепенно падает на поверхность меньшей звезды. Со временем белый карлик может накопить достаточно массы, чтобы вызвать колоссальный термоядерный взрыв, называемый «новой».

Астрономы наблюдали за V745 Sco с «Chandra» чуть более двух недель после вспышки 2014 года. Их основной вывод заключался в том, что большая часть материала, выброшенного вспышкой, двигалась по направлению к Земле. Чтобы объяснить это, группа ученых из Университета Палермо (Италия) и Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (США) построила трехмерную компьютерную модель, объяснившую наблюдения. В ней они учли большой диск прохладного газа вокруг экватора бинарной системы, который образовался в ходе перетягивания вещества из красного гиганта.

Курсы ЕГЭ, ОГЭ в СПб Санкт-Петербурге в iQ-центре

Компьютерные расчеты показали, что взрывная волна и выброшенный материал сосредоточены вдоль северного и южного полюсов двойной системы. Эта форма была вызвана воздействием ударной волны на диск холодного газа. Взаимодействие привело к тому, что взрывная волна и выброшенный материал замедлялись и образовывали расширяющееся кольцо горячего газа, испускающего рентгеновское излучение. Рентгеновское излучение материала, отходящего от нас, в основном поглощалось и блокировалось веществом, движущимся к Земле.

Во время взрыва высвободилось огромное количество энергии, эквивалентное примерно 10 миллионам триллионов водородных бомб. Но несмотря на это, количество выброшенной массы (примерно одна десятая массы Земли) все еще намного меньше, чем то, что предсказывают ученые. Это означает, что, несмотря на повторяющиеся взрывы, на поверхности белого карлика накапливается значительное количество материала, и, когда он дойдет до «точки невозврата», взрыв полностью разрушит его.

Ученые также смогли определить химический состав вещества, изгнанного новой. Анализ показал, что белый карлик в основном состоит из углерода и кислорода.

Больше по теме:   NASA  Белые карлики  Красные гиганты  Новые