Гигантские кольца движутся вокруг экзопланеты в неожиданном направлении

Исследователи из Японии и Нидерландов, которые ранее принимали участие в открытии экзопланеты с огромными кольцами, подсчитали, что гигантские кольца могут сохраняться более 100 000 лет, до тех пор, пока кольца вращаются в направлении, противоположном движению планеты вокруг звезды. Результаты приняты к публикации в журнале Astronomy & Astrophysics.

Исследователи Стивен Ридер (RIKEN, Япония) и Мэтью Кенуорфи (Лейденский университет, Нидерланды) изучали звезду J1407. Это молодое солнце показало странную серию затмений в 2007 году, а в 2015 году исследователи нашли объяснение явлению: там должна находиться планета с гигантской кольцевой системой, которая должна быть более чем в сто раз больше, чем кольца Сатурна.

Сейчас исследователи проводят моделирование, чтобы увидеть, может ли такая массивная кольцевая система быть стабильной в течение длительного времени. До моделирования были сомнения в этой гипотезе, так как орбита экзопланеты очень эксцентрична, и гравитационный эффект от сближения планеты со звездой может повредить кольца.

Тем не менее расчеты показывают, что система устойчива и может сохраняться в течение более чем 10 000 оборотов вокруг звезды, каждый из которых занимает около 11 лет. По словам ведущего автора исследования Стивена Ридера, такая система будет устойчивой, если кольца вращаются в направлении, противоположном движению экзопланеты вокруг J1407.

Ретроградные кольца атипичны. Исследователи подозревают, что в системе произошла катастрофа, которая заставила кольца или планету повернуть в другую сторону. Может казаться надуманным, что массивные кольца вращаются в обратном направлении, но ученые однозначно подсчитали, что «нормальные» кольца просто не смогли бы выжить.

В дальнейших исследованиях астрономы хотят исследовать, как сформировалась и эволюционировала эта кольцевая структура.