Гиперактивной галактике хватит газа всего на 8 миллионов лет

Активная галактика работает на износ, потребляя газ так быстро, что может перестать рождать звезды всего через 8 миллионов лет.

Активная галактика работает на износ, потребляя газ так быстро, что может перестать рождать звезды всего через 8 миллионов лет. Мгновение ока с точки зрения Вселенной.

Messier 82 (Галактика Сигара, M82), удаленная от нас на 12 миллионов световых лет, является одной из ближайших галактик с мощным звездообразованием. Хотя она значительно меньше Млечного пути, ежегодно в ней формируется гораздо больше звезд.

В новом исследовании Джон Чишолм из Висконсинского университета в Мадисоне (США) и Сотоки Мицусита из Академии Синика (Тайвань) подробно изучили нашего активного соседа и рассмотрели вопрос, сможет ли он продолжать в том же темпе рождать светила. Их однозначный ответ: нет, не сможет.

Астрономы использовали радионаблюдения, чтобы подсчитать, сколько газа M82 получает из своего окружения, а также, сколько газа выдувают звезды, когда взрываются. В частности, они сосредоточились на плотном молекулярном облаке, из которого формируется светило.

«Довольно удивительным оказалось то, что газ выбрасывается из галактики значительно быстрее, чем образуются звезды. Кроме этого, темп оттока гораздо больше, чем приток», – сказал Джон Чишолм.

Цифры безрадостные. Было известно, что блестящая галактика ежегодно преобразует 13 солнечных масс молекулярного газа в звезды. В своем исследовании ученые подсчитали, что за тот же период она теряет 17 солнечных масс и получает всего 3,5. С учетом поставки в M82 молекулярного газа, ее бурная деятельность, вероятно, завершится всего через 8 миллионов лет.

И все же M82 может добавить себе еще немного времени, если сможет начать конвертировать некоторое количество своего атомарного газа, который недостаточно плотный для рождения светил, в молекулярную форму.

Гигантские спиральные галактики со временем столкнутся с похожей, не менее острой проблемой. Астрономы считают, что большинство из них потеряют свой газ за какой-то 1-2 миллиарда лет. Но нашему Млечному пути повезло: две ярких спутниковых галактики, Большое и Малое Магелланово Облако, проливают так много газа в гало, что, вероятно, продлят его звездную карьеру еще на несколько миллиардов лет.

Больше по теме:   Галактики