«Hubble» уловил световое эхо от вспышки сверхновой

Событие светового эха возникает из-за того, что свет от вспышки сверхновой, прежде чем добраться до Земли, преодолевает разное расстояние.

Голоса и звуки шагов, «отскакивающие» от стен, являются примерами эха. По сути, эхо – это звуковые волны, отраженные от какого-либо препятствия и возвратившиеся к своему источнику.

У космоса есть своя версия эха, однако, главную роль в нем играет не звук, а свет, который отражается от облаков пыли.

Благодаря космическому телескопу «Hubble» астрономам удалось уловить одно из таких событий в соседней галактике M82, расположенной на расстоянии примерно 11 миллионов световых лет от Земли в созвездии Большой Медведицы. Последовательность изображений, полученных телескопом за два года, показывает расширяющуюся оболочку света от взрыва сверхновой, проносящуюся через межзвездное пространство. Сверхновая SN 2014J, ставшая источником «светового эхо», обнаружена 21 января 2014 года.

Событие светового эха возникает из-за того, что свет от вспышки сверхновой, прежде чем добраться до Земли, преодолевает разное расстояние. Некоторая его часть (непосредственно от взрыва) сразу приходит на телескопы, а другая задерживается, так как встречает препятствия на своем пути. В данном случае свет «рикошетил» от огромного пылевого облака, которое окружает сверхновую и простирается в разных направлениях на расстояние от 300 до 1600 световых лет.

На данный момент астрономы заметили только 15 подобных событий вокруг сверхновых вне Млечного Пути, так как для улавливания светового эха его источник должен располагаться достаточно близко к Земле.

Больше по теме:   Сверхновые  Телескоп Хаббл