«Hubble» увидел новорожденные звезды в галактике возрастом более 11 миллиардов лет

Рассматриваемая галактика настолько далекая, что мы видим ее такой, какой она была 11 миллиардов лет назад.

Когда дело доходит до далекой Вселенной, даже острые глаза космического телескопа «Hubble» не всегда способны разглядеть объект в подробностях. Дразнящие тонкие детали требуют сложных алгоритмов и небольшой помощи космической гравитационной линзы.

Применяя новый вычислительный анализ к галактике SGAS J111020.0+645950.8, увеличенной гравитационной линзой, астрономы получили изображение в 10 раз более четкое, чем «Hubble» смог сделать самостоятельно. Новые подробности открыли на галактическом диске яркие пятна, обусловленные недавно родившимися звездами.

Рассматриваемая галактика настолько далекая, что мы видим ее такой, какой она была 11 миллиардов лет назад, спустя всего 2,7 миллиарда лет после Большого взрыва. Это одна из более чем 70 сильно линзированных галактик, исследованных «Hubble». Цели для телескопа были выбраны в ходе программы Sloan Giant Arcs Survey, которая обнаружила сотни увеличенных галактик путем анализа изображений Слоуновского цифрового небесного обзора (SDSS), охватывающего одну четверть неба.

Гравитация переднего гигантского скопления галактик SDSS J1110+6459 (удаленного от нас на 6 миллиардов световых лет) между SGAS J111020.0+645950.8 и Землей искажает свет более галактики, растягивая ее изображение в дугу и увеличивая почти в 30 раз. Команде пришлось разработать специальный компьютерный код, чтобы устранить искажения, вызванные гравитационной линзой.

В результате реконструированного изображения было обнаружено два десятка скоплений новорожденных звезд, каждое из которых охватывает от 200 до 300 световых лет. Это противоречит теориям, указывающим на то, что области звездообразования в ранней Вселенной были намного больше, размером более 3000 световых лет.

Без увеличения гравитационной линзой, диск галактики будет казаться совершенно гладким и неприметным для «Hubble». Это дало бы астрономам совсем другую картину того, где и как рождались звезды в ранней Вселенной.

Больше по теме:   Галактики  Телескоп Хаббл