7K

Инопланетная жизнь может процветать в облаках коричневых карликов

Согласно новому исследованию, верхние слои атмосферы коричневых карликов обладают температурой и давлением, напоминающими земные, и могут содержать живые организмы.

Новая идея расширяет концепцию обитаемой зоны и включает в себя огромное множество миров, которые не рассматривались ранее. «Вам необязательно нужна планета с твердой поверхностью», – сказал Джек Йейтс, планетолог из Эдинбургского университета (Великобритания) и ведущий автор исследования, представленного в Astrophysical Journal.

Атмосферная жизнь не только для птиц. Уже десятки лет биологи знают о микроорганизмах, которые перемещаются в ветрах высоко над поверхностью Земли. В 1976 году Карл Саган в своих расчетах показал экосистемы, которые могут развиваться в верхних слоях Юпитера. Он описывал три возможные формы жизни в атмосфере самой большой планеты Солнечной системы: синкеры – крошечные организмы, размножение которых происходит очень быстро и которые дают большое количество потомков, флоатеры – гигантские (величиной с город) организмы, подобные воздушным шарам, и хантеры – хищные организмы, охотящиеся на флоатеров. Также астрономы сообщали о возможности наличия микробов в углекислотной атмосфере Венеры.

В марте 2013 года астрономы открыли коричневый карлик WISE 0855-0714 всего в семи световых годах от Земли, который, похоже, содержит в атмосфере водяные облака. Исследователи проанализировали и усовершенствовали расчеты Карла Сагана, в ходе чего определили размер и жизненную стратегию микроорганизмов, которые могли бы оставаться в обитаемой зоне огромной атмосферы незагоревшейся звезды, состоящей преимущественно из водорода. Ведь стоит им опуститься слишком низко, они поджарятся или будут раздавлены, а поднимутся слишком высоко – превратятся в лед. Джек Йейтс показал, что в таком мире у небольших синкеров, размером с микроорганизмы в атмосфере Земли или даже меньше, будет больше шансов на выживание, чем у флоатеров Сагана.

Но многое зависит и от погоды. Если на свободно плавающих коричневых карликах дуют очень мощные ветра, что может оказаться правдой, судя по Юпитеру и Сатурну, огромные существа могут занять свою нишу. В отсутствие солнечного света они могли бы выживать за счет химических питательных веществ, поскольку наблюдения атмосфер холодных коричневых карликов выявили в них большое количество ингредиентов, необходимых для жизни на Земле: углерод, водород, азот и кислород.

«Идея спекулятивная, однако, стоит задуматься, ведь она расширяет количество объектов, на которых могут обитать живые организмы», – сказал Дункан Форган, астробиолог из Сент-Эндрюсского университета (Великобритания).

На данный момент было обнаружено не так много холодных коричневых карликов, но статистика показывает, что по крайней мере десяток должен находится в пределах 30 световых лет от Земли. Они станут отличными целями для космического телескопа «James Webb», который будет чувствителен к яркому инфракрасному свечению коричневых карликов. С его запуском ученые надеются узнать погоду на них и состав атмосфер.

Проверка идеи потребует наличия четкой спектральной подписи побочных продуктов деятельности микроорганизмов, таких как метан или кислород. Еще одной проблемой будет понять, как жизнь могла возникнуть в среде, где нет гидротермальных жерл, в которых, как полагают ученые, зародилась жизнь на Земле. Вполне возможно, считают авторы исследования, что она развивалась в ходе химических реакций на поверхности частиц пыли в атмосфере коричневого карлика или могла быть занесена астероидами и кометами.