Исследование Марса дает ключ к колыбели жизни на Земле

Открытие древних гидротермальных месторождений морского дна на Марсе определяет область, которая предлагает новые ключи к происхождению жизни на Земле.

В недавнем международном докладе рассматриваются наблюдения месторождений в бассейне южного Марса, полученные орбитальным аппаратом NASA «MRO». Авторы интерпретируют данные как доказательство того, что эти отложения были сформированы нагретой водой из вулканически активной части коры, лежащей под древним морем.

«Даже если мы никогда не докажем, что на Марсе существует жизнь, это место рассказывает нам о типе среды, в которой жизнь могла зародиться на Земле. Вулканическая активность в сочетании со стоячей водой обеспечивала условия, которые, вероятно, были близки к условиям, существовавшим на Земле примерно в то же время, когда здесь развивалась ранняя жизнь», – говорит Пол Найлс из Космического центра NASA им. Джонсона (США).

На Марсе сегодня нет ни стоячей воды, ни вулканической активности. Исследователи оценивают возраст марсианских месторождений, связанных с гидротермальной деятельностью морского дна, в 3,7 миллиарда лет. Подводные гидротермальные условия на Земле примерно того же периода являются основным кандидатом на место, где началась жизнь на нашей планете. У Земли все еще есть такие условия, в которых многие формы жизни процветают за счет химической энергии без солнечного света. Но из-за активной коры наша планета не содержит прямых геологических данных, сохранившихся с момента начала жизни. Возможность обнаружения подводной гидротермальной активности в недрах ледяных лун, таких как Европа и Энцелад, подпитывает интерес к изучению этих миров в поиске внеземной жизни.

Наблюдения «MRO» предоставили данные для идентификации минералов в массивных отложениях марсианского бассейна Эридания (Eridania), который расположен в регионе с самой древней открытой корой Красной планеты. Это место рассказывает убедительную историю глубокого, долгоживущего моря и его гидротермальной среды.

По оценкам исследователей, древнее Эриданское море содержало около 210 000 кубических километров воды, что примерно в 9 раз больше, чем совокупный объем всех Великих озер Северной Америки. Сочетание минералов, идентифицированных по данным спектрометра, включающее серпентин, тальк и карбонат, а также формы и структуры толстых слоев коренных пород привело к выявлению возможных гидротермальных отложений морского дна. В регионе остались лавовые потоки, возникшие уже после исчезновения моря. Исследователи ссылаются на них как на доказательство того, что эта область марсианской коры характеризуется древней вулканической активностью, которая также могла оказывать влияние, находясь под водой.

Новая работа увеличивает разнообразие типов влажных сред, существовавших на Марсе, включающее реки, озера, дельты, моря, горячие источники, подземные воды и подледные извержения вулканов.

Древние глубоководные гидротермальные месторождения в бассейне Эридания представляют собой новую категорию астробиологических целей на Марсе. Области морского дна не просто вызывают интерес у исследователей Марса, они представляют собой окно на раннюю Землю. Это связано с тем, что самые ранние свидетельства жизни на Земле исходят от морского дна с аналогичным происхождением и возрастом, но их геологические данные практически не сохранились.

Больше по теме:   Земля  Марс