«Mars Express» получил снимки высотных облаков на Марсе

Непревзойденный каталог из более чем 21 000 изображений, сделанных веб-камерой космического аппарата ESA «Mars Express», доказывает ее ценность как научного инструмента, обеспечивающего глобальный обзор необычных высотных облаков на Красной планете.

Камера с низким разрешением была первоначально установлена ​​на «Mars Express» для визуального подтверждения отделения посадочного модуля «Beagle-2» в 2003 году. В 2007 году ее снова включили и использовали в основном для информационно-пропагандистской, образовательной и гражданской науки, получая изображения автоматически в аккаунт Flickr.

В прошлом году с новым программным обеспечением камеру приняли в качестве вспомогательного научного инструмента. И вот выпушена первая научная работа, описывающая высотные облачные особенности и ​​пылевые бури Марса.

Хотя облака могут быть отображены другими космическими аппаратами, это не их главная задача: обычно инструменты нацелены прямо на поверхность с узким полем зрения, которое покрывает небольшую часть планеты. А веб-камера напротив дает глобальное представление.

Исследователи изучили каталог из примерно 21 000 изображений за период между 2007 и 2016 годами. Объединив наблюдения с другими наборами данных, ученые получили более полное понимание атмосферных явлений и сезонных изменений, которые играют определенную роль в создании высотных облаков.

В целом, облачные функции, отображаемые камерой, имеют максимальные высоты от 50 до 80 километров над планетой и простираются на расстояния от 400 до 1500 километров. Чтобы понять природу облаков, команда сравнила изображения с прогнозами свойств атмосферы, подробно описанными в базе данных климата Марса. База данных использует информацию о температуре и давлении и оценивает, могут ли облака воды или углекислого газа образовываться в определенное время и на определенной высоте. Команда также рассмотрела отчет о погоде, созданный с помощью снимков «Mars Reconnaissance Orbiter» NASA, а в некоторых случаях были получены дополнительные соответствующие наблюдения от других датчиков «Mars Express».

Из 18 исследованных облачных объектов большинство состояли из водяного льда, а один был приписан к пылевой буре. Ученые выяснили, что облака с высоким содержанием водяного льда зависят от положения солнца: они присутствуют на рассвете и в начале дня, когда пониженная температура позволяет конденсировать водяной лед, и рассеиваются в течение дня. Изменчивость температуры и доли водяного пара в зависимости от сезона, а также динамика атмосферы могут играть роль в видимых характеристиках облаков.

Одно из событий оказалось связанным с пылевой бурей в северном полушарии, которая также была захвачена изображениями. Шторм быстро развивался и образовывал дугу с фронтом около 1950 километров по внешнему краю и 730 километров по внутреннему. Ширина дуги составляла от 60 до 130 километров.

Долгосрочный мониторинг позволил команде «Mars Express» обнаружить и измерить отношение пыли и облаков над планетой. Они продолжат вести базу данных с систематическими наблюдениями с веб-камеры, чтобы обеспечить широкий взгляд на атмосферные явления Марса.

Больше по теме:   ESA  Марс  Фотографии