Найдены близнецы звездной системы Эта Киля

Массивные звезды большая редкость, но именно они оказывают огромное влияние на химическую и физическую эволюцию своей галактики. Эти звезды выбрасывают большие количества химических элементов, необходимых для жизни, и в конце концов взрываются как сверхновые.

Эта Киля (Eta Carinae, η Carinae) – самая яркая и массивная звездная система в радиусе 10 000 световых лет. Она прославилась огромным выбросом массы, в результате которого образовалась биполярная туманность Гомункул. До сегодняшнего дня такая система являлась уникальной, но новое исследование, основанное на архивных данных телескопов «Spitzer» и «Hubble», позволило обнаружить еще пять объектов с аналогичными свойствами в других галактиках.

«Массивные звезды большая редкость, но именно они оказывают огромное влияние на химическую и физическую эволюцию своей галактики. Эти звезды выбрасывают большие количества химических элементов, необходимых для жизни, и в конце концов взрываются как сверхновые», – сказал Рубаб Хан, ведущий исследователь Центра космических полетов имени Годдарда, штат Мэриленд.

Эта Киля расположена примерно в 7500 световых лет от нас в созвездии Киля. Она светит ярче нашего Солнца в 5 миллионов раз. Система состоит из двух массивных звезд. Астрономы подсчитали, что более массивная звезда превосходит по массе наше Солнце в 90 раз, а ее компаньон в 30 раз.

Чтобы понять, почему произошел выброс массы в 1840-х годах и как это связано с эволюцией массивных звезд, астрономы были вынуждены искать подобные случаи во Вселенной. Поиск в семи галактиках с 2012 по 2014 года не дал результатов, подтвердив редкость звездных систем такого типа.

Наконец в 2015 году ученые нашли пять кандидатов в «близнецы» Эта Киля. Два из них находятся в галактике M83, расположенной в 15 миллионах световых лет от нас, и по одному в NGC 6946, M101 и M51, распложенных между 18 и 26 миллионами световых лет от нас. Эти пять объектов повторяют оптические и инфракрасные свойства Эта Киля, указывая, что каждый из них содержит массивную звезду, окутанную газом и пылью, массой от 5 до 10 солнечных. Дальнейшие исследования позволят ученым точнее определить их физические свойства.

Результаты данного исследования были опубликованы 20 декабря 2015 года в Astrophysical Journal.

Больше по теме:   NASA  Звезды