Научные исследования раскрывают новые аспекты Плутона и его спутников

Близкие наблюдения за Плутоном и Хароном заставили нас полностью пересмотреть свои взгляды на геологическую активность изолированных планетарных тел далекой области Солнечной системы, миров, которые ранее было принято считать «мертвыми», которые, как мы думали, практически не изменились с момента образования пояса Койпера.

Год назад Плутон выглядел просто ярким пятнышком на снимках космического аппарат NASA «Новые горизонты», не сильно отличающимся от того, каким его увидел первооткрыватель «девятой планеты» Клайд Томбо в 1930 году.

На этой неделе в журнале Science ученые миссии «Новые горизонты» создали первый полный набор документов, описывающий результаты облета Плутона прошлым летом. «Эти пять подробных статей полностью перевернули наше представление о Плутоне, рассказав нам, что в реальности далекий мир разнообразен: активная геология, экзотическая химия поверхности, сложная атмосфера, загадочное взаимодействие с Солнцем и интригующая система малых спутников», – сказал Алан Стерн, ведущий исследователь миссии «Новые горизонты» из Юго-Западного исследовательского института, Колорадо.

После 9,5 лет путешествия и почти 5 миллиардов километров преодоленного расстояния космический аппарат совершил исторический облет Плутона 14 июля 2015 года. «Новые горизонты», используя 7 научных инструментов, собрал около 50 гигабайт данных, записав их на свои «кассеты».

На первом снимке крупным планом была обнаружена большая область в виде «сердца», вырезанная на поверхности Плутона, сообщающая ученым, что этот «новый» планетарный мир самый крупный, самый яркий, самый интересный, самый загадочный и первый из исследованных в далекой «третьей зоне» нашей Солнечной системы, известной как пояс Койпера.

«Близкие наблюдения за Плутоном и Хароном заставили нас полностью пересмотреть свои взгляды на геологическую активность изолированных планетарных тел далекой области Солнечной системы, миров, которые ранее было принято считать «мертвыми», которые, как мы думали, практически не изменились с момента образования пояса Койпера», – сказал Джефф Мур из исследовательского центра Эймса, ведущий автор публикации о геологии Плутона.

Ученые, изучавшие состав Плутона, установили, что его разнообразие ландшафта вытекает из взаимодействия мобильного метана, азота и угарного газа с инертным и крепким водяным льдом. «Мы видим колебания в распределении летучих льдов на Плутоне, которые указывают на увлекательные циклы испарения и конденсации. Эти циклы более интересны, нежели на Земле, где мы имеем лишь воду, которая конденсируется и испаряется. На Плутоне по крайней мере три вида материалов взаимодействует между собой, но мы пока не полностью понимаем как, зато видим последствия этого по всей поверхности Плутона», – сказал Уилл Гранди из обсерватории Лоуэлла, Аризона.

Над поверхностью карликовой планеты ученые обнаружили, что атмосфера содержит слоистый дымок, который оказался холоднее и плотнее, чем ожидалось. Это влияет на то, как верхние слои атмосферы Плутона теряются в пространстве и как атмосфера взаимодействует с солнечным ветром. «Мы узнали, что предварительные оценки потери атмосферы Плутоном оказались очень завышенными. Считалось, что атмосфера карликовой планеты убегает стремительно, а на самом деле этот процесс не так быстр, и больше похож на тот, который мы наблюдаем на Земле», – сказала Френ Бегенал из Университета Колорадо, ведущий автор публикации о частицах и плазме. Кроме этого ученые обнаружили, что метан, а не азот, является основным убегающим атмосферным газом на Плутоне. Это довольно удивительно, так как вблизи поверхности атмосфера состоит более чем на 99% из азота.

Исследователи также проанализировали снимки небольших спутников Плутона: Стикса, Никты, Гидры и Кербера. Они отметили, что малые спутники имеют весьма аномальную интенсивность вращения и необычную ориентацию полюсов, а также ледяные поверхности сильно отличающиеся по яркости и цвету от Плутона и Харона. Ученые нашли доказательства того, что некоторые спутники образовались в результате слияния с меньшими телами, и что их возраст по крайней мере 4 миллиарда лет. «Эти результаты подкрепляют гипотезу о том, что небольшие спутники образовались после столкновения, создавшего двойную систему Плутона и Харона», – добавил Хэл Вивер из лаборатории прикладной физики Университета Джонса Хопкинса, ведущий автор публикации о малых спутниках Плутона.

Около половины данных, полученных в процессе облета космическим аппаратом «Новые горизонты», уже переданы на Землю. К концу 2016 года ученые надеются получить оставшиеся данные для продолжения изучения этой далекой и загадочной системы.

Больше по теме:   Новые горизонты  Плутон  Харон