Новый взгляд на зарождение планет

Поиски ключей к формированию планет взяли новый, решающий поворот.

Новое исследование международной группы ученых под руководством Стефана Крауса из Университета Эксетера (Англия) дало увлекательное новое представление об одной из самых уважаемых теорий о формировании планет.

В начале жизни молодые звезды окружены массивными дисками из газа и пыли, которые со временем либо рассеиваются, либо сливаются в планеты и астероиды. Однако, ученые все еще ищут полное понимание того, как возникают протопланетные образования.

В новом исследовании команда использовала высокомощные телескопы для наблюдения за V1247 Orionis – молодой, горячей звездой, окруженной динамическим кольцом газа и пыли. Ученые получили подробное изображение звезды и окружающего ее пылевого диска, разделенного на две части: четко определенное центральное кольцо материи и более тонкая полумесячная структура, расположенная дальше от центра системы.

Считается, что область между кольцом и полумесяцем, видимая как темная полоса, вызвана молодой планетой, пробивающейся сквозь диск. По мере того, как планета движется по своей орбите, она создает области высокого давления по обе стороны от себя, подобно тому, как корабль создает волны. Области высокого давления могут стать защитными барьерами для территории планеты; частицы пыли захватываются внутри барьеров, даря планете время и пространство для роста.

Превосходное разрешение ALMA позволило ученым впервые изучить сложную структуру такого пылеулавливающего вихря. Полумесяц в изображении представляет собой пылеуловитель, образовавшийся на внешнем краю темной полосы. Снимок также показывает области избыточной пыли внутри кольца, намекая на вторую ловушку для пыли внутри орбиты предполагаемой планеты. Наблюдение подтверждает более ранние компьютерные модели, которые предсказывали, что пылевые ловушки должны образовываться как на внешнем, так и на внутреннем краях щелей диска.

Улавливание пыли является одним из возможных решений для большого камня преткновения в теориях формирования планет, которые предсказывают, что частицы должны дрейфовать к центральной звезде и уничтожаться, прежде чем у них будет время вырасти до планетарных размеров.

Больше по теме:   Звезды  Экзопланеты