6K

Одинокая гора на Церере скорее всего является криовулканом

Согласно новым наблюдениям миссии NASA «Dawn», изолированная гора Ahuna Mons в экваториальном районе карликовой планеты Цереры напоминает вулканический купол. Однако, вместо расплавленных пород, она когда-то давно извергала холодную соленую воду, иногда смешанную с грязью. «Ahuna Mons является свидетельством необычного вулканизма, действующего на Церере. Геологическая активность карликовой планеты рассматривалась и обсуждалась среди ученых, и теперь у нас наконец есть наблюдения, свидетельствующие о ней», – сказал Оттавиано Реш из Центра космических полетов им. Годдарада (NASA), ведущий автор статьи, опубликованной 2 сентября 2016 года в журнале Science.

Несмотря на то, что вулкан не активен в настоящее время, команда ученых была удивлена, что он появился сравнительно недавно. Молодой вулканизм на изолированной карликовой планете является неожиданностью, так как он характерен только для планет или спутников. Кроме того, вулканические извержения нуждаются в каменистых телах, таких как Земля, или, ледяных, таких как спутник Сатурна Энцелад. Церера же состоит из солей, грязевых пород и водяного льда: неожиданные и экзотические ингредиенты для такой активной деятельности. Как следствие, вулканизм может быть более распространен, чем считалось ранее.

«Тот же процесс может происходить и на других карликовых планетах, например, на Плутоне», – добавляет Оттавиано Реш.

Горы формируются при различных процессах, таких как столкновения плит, воздействия астероидов и извержения вулканов. Каждый из них придает горам отличительные черты. Например, столкновения плит формируют длинные цепи или гребни гор, а не изолированные возвышенности. При падении астероидов образуются кратеры, имеющие центральную вершину.

Чтобы проанализировать форму Ahuna Mons, команда использовала изображения и 3-D карты местности, полученные «Dawn». Затем они сравнили особенности и модели известных «горностроительных» процессов на Земле и Марсе с характеристиками горы на Церере. Ученые пришли у выводу, что Ahuna Mons наиболее близко напоминает вулканический купол. Он образуется, когда плотный расплавленный материал прокалывает кору, но не вырывается активно и не растекается на большие расстояния, а выдавливается вверх, как зубная паста, и формирует выпуклость или купол на поверхности.

Внешний вид горы на Церере также указывает на то, что она молодая на геологической временной шкале. «Мы уверены, что Ahuna Mons сформировалась в течение последнего миллиарда лет, или даже в последние несколько сотен миллионов лет. Учитывая, что нашей Солнечной системе 4,5 миллиарда лет, это совсем недавно. Кроме того, наличие молодого вулкана на Церере удивительно, так как она является небольшим миром, который должен был быстро потерять тепло. Но Ahuna Mons говорит нам, что карликовая планета до сих пор сохранила достаточно тепла, чтобы проявлять криовулканизм», – заключил Оттавиано Реш.

Больше по теме:   Dawn  Церера