9K

Огромная, наполненная водой экзопланета WASP-39b

Разнообразие далеких миров дает ключи к пониманию процессов, в ходе которых формируются и развиваются планеты.

Подобно тому, как детективы изучают отпечатки пальцев, ученые использовали космические телескопы «Hubble» и «Spitzer», чтобы идентифицировать следы воды в атмосфере горячего раздутого экзосатурна в 700 световых годах от Земли. И они нашли много воды. На самом деле, планета, известная как WASP-39b, содержит в три раза больше воды, чем Сатурн.

В Солнечной системе нет подобных планет и уникальная WASP-39b может дать новое представление о их формировании. Хотя исследователи ожидали увидеть воду, они были удивлены ее количеству на горячем сатурне. Количество воды предполагает, что планета развивалась далеко от звезды, где подвергалась бомбардировке ледяного материала. Вероятно, у WASP-39b была интересная эволюционная история, включающая эпическое путешествие по планетной системе и, возможно, уничтожение планет на ее пути.

«Экзопланеты показывают нам, что их образование более сложное и более запутанное, чем мы думали. И это просто фантастика!» – рассказывает Ханна Уэйкфорд, ведущий автор исследования  из Научного института космического телескопа в Балтиморе (США) и Эксетерского университета в Девоне (Великобритания).

Уэйкфорд и ее команда смогли проанализировать атмосферные компоненты экзопланеты, которая по своей массе похожа на Сатурн, но отличается по многим другим параметрам. Анализируя звездный свет, проходящий через ее атмосферу, ученые обнаружили присутствие в ней водяного пара.

WASP-39b совершает один оборот вокруг тихой солнцеподобной звезды WASP-39 в созвездии Девы за четыре земных дня. В настоящее время экзопланета расположена более чем в 20 раз ближе к своей звезде, чем Земля к Солнцу, в результате чего она приливно заблокирована, то есть обращена к звезде всегда одной стороной. Температура дневной стороны составляет 777 градусов Цельсия. Мощные ветры переносят тепло по планете, нагревая ночную сторону. Хотя экзопланета называется горячим сатурном, WASP-39b не имеет колец. Вместо этого у него есть раздутая атмосфера, свободная от высотных облаков, позволяющая астрономам всматриваться в ее глубины.

Ханна Уэйкфорд надеется использовать космический телескоп «James Webb», запуск которого планируется в 2019 году, чтобы получить более полный спектр экзопланеты. Ультрасовременный телескоп сможет предоставить информацию об атмосферном углероде WASP-39b, недоступную для «Hubble». Понимая количество углерода и кислорода в атмосфере, ученые больше узнают о том, где и как сформировалась эта планета.

Больше по теме:   Телескоп Хаббл  Экзопланеты