Открыта невероятно горячая экзопланета KELT-9b

Представьте себе похожую на Юпитер планету с гигантским светящимся хвостом из газа и температурой поверхности как у большинства звезд. Именно такой адский мир обнаружила международная команда исследователей на орбите массивной звезды KELT-9, удаленной от нас примерно на 650 световых лет. Статья, описывающая открытие, представлена в журнале Nature.

«Из-за невероятно высокой температуры на дневной стороне атмосфера планеты почти наверняка не похожа ни на одну, которую мы когда-либо видели», – сказал Скотт Гауди, ведущий автор статьи из Университета Огайо (США).

При дневной температуре более 4300 градусов Цельсия вновь открытая экзопланета KELT-9b более горячая, чем большинство звезд, и лишь на 1000 градусов холоднее Солнца. Ультрафиолетовое излучение звезды, на орбите которой она вращается, настолько жестоко, что планета буквально испаряется, создавая светящийся хвост из газа.

У сверхнагретой планеты есть и другие необычные особенности. Этот газовый гигант почти в три раза массивнее Юпитера, но в два раза менее плотный, потому что экстремальное излучение от KELT-9 заставило его атмосферу раздуться, как воздушный шар. KELT-9b расположена очень близко к звезде – год на ней длится около 1,5 земных суток, благодаря чему на всегда обращенной к звезде стороне царят невероятно высокие температуры.

Причина, по которой экзопланета настолько горячая, заключается в том, что ее звезда более чем в два раза больше и почти в два раза горячее Солнца. «KELT-9 производит так много ультрафиолетового излучения, что может полностью испарить планету. Или, если планеты, такие как KELT-9b, обладают твердыми скалистыми ядрами, от нее может остаться небольшое тело, размером с Меркурий», – сказал Кайван Стассун из Университета Вандербильта в Нэшвилле (США).

Как открывали новую планету?

«Нам очень повезло поймать планету в момент ее прохождения по диску звезды. Из-за ее чрезвычайно короткого периода, сильновытянутой орбиты и того факта, что ее звезда сплющенная, а не сферическая, мы подсчитали, что орбитальная прецессия «вынесет» планету из поля зрения примерно через 150 лет, и она не появится снова где-то три с половиной тысячелетия», – сказала Карен Коллинз, соавтор исследования из Университета Вандербильта.

В 2014 году астрономы, используя телескоп KELT-North в обсерватории Винера в Аризоне, заметили крошечное падение яркости звезды – всего около половины процента. Это указывало на то, что перед ней могла пройти планета. Продолжив наблюдения, они определили, что провалы происходят один раз в 1,5 дня, а это означает, что экзопланета за этот период совершает один оборот вокруг своей звезды. Последующие наблюдения подтвердили, что транзитная планета является «горячим юпитером» – идеальной мишенью для телескопов KELT.

Инструменты, такие как KELT, заполняют большой пробел в доступных технологиях поиска внесолнечных миров. В то время как традиционный астрономический телескоп стоит миллионы долларов, цена оборудования для телескопа KELT составляет менее 75 000 долларов. Этот результат показывает, что даже «очень маленькие» телескопы могут сыграть важную роль в открытии.

Астрономы надеются более внимательно изучить KELT-9b с помощью других телескопов, таких как «Spitzer», «Hubble» и, конечно, космического телескопа «James Webb».