Получен самый детальный снимок красного сверхгиганта Антарес

С помощью Очень Большого Телескопа-Интерферометра ESO (VLTI) астрономы впервые в истории построили детальное изображение поверхности звезды Антарес. Кроме того, получена первая карта скоростей вещества в атмосфере звезды (ранее такие карты строились только для Солнца), а также выявлены неожиданно обширные турбулентные области в мощной протяженной атмосфере Антареса. Результаты исследования представлены в журнале Nature.

Знаменитый красный сверхгигант Антарес сияет в сердце созвездия Скорпиона. Антарес огромная и сравнительно холодная звезда на поздней стадии эволюции. В будущем ей суждено превратиться в сверхновую.

Группа исследователей под руководством Кейичи Онака из Северного Католического университета (Чили) построила карту поверхности Антареса и измерила движения поверхностных слоев вещества гиганта.

«Более полувека было неясно, как именно у таких звезд, как Антарес, на последних стадиях эволюции происходит столь быстрая потеря массы. VLTI – единственный инструмент, с которым можно напрямую измерить движения газа в протяженной атмосфере Антареса, то есть сделать принципиальный шаг в решении этой проблемы. Следующая задача – понять, что именно вызывает эти турбулентные движения», – рассказывает Кейичи Онака, ведущий автор исследования.

Выполнив измерения, астрономы построили первую двумерную карту скоростей в атмосфере звезды, отличной от Солнца. Для этого они использовали VLTI в комплектации из трех Вспомогательных телескопов, а также приемник AMBER для получения индивидуальных изображений поверхности Антареса в узком диапазоне инфракрасных волн. По этим данным ученые вычислили разности между скоростями атмосферного газа в различных точках звезды и среднюю скорость по всей ее поверхности. В результате получилась карта относительных скоростей газа в атмосфере по диску Антареса.

Исследователи нашли турбулентный газ низкой плотности на значительно больших, чем предсказывалось, расстояниях от поверхности сверхгиганта. Они заключили, что эти движения газа не могут быть обусловлены конвекцией, то есть крупномасштабными перемещениями вещества при переносе энергии из ядра во внешнюю атмосферу, как это происходит у многих звезд. Для объяснения движений вещества в протяженных атмосферах красных сверхгигантов, каким является Антарес, возможно, понадобится новый, пока неизвестный механизм.

Больше по теме:   ESO  Звезды