Расследование космического состязания Большого и Малого Магеллановых облаков

На окраинах нашей Галактики развернулось космическое перетягивание каната, и только космическому телескопу «Hubble» под силу рассмотреть, кто побеждает.

Соперники – две карликовые галактики, Большое и Малое Магеллановы облака, которые вращаются вокруг Млечного Пути и вокруг друг друга. Каждая из них перетягивает материю из другой, и одной все-таки удалось выдернуть из своего компаньона огромное облако газа.

Так называемый «Передний рукав», состоящий из межзвездного газа, соединяет Магеллановы облака с нашей Галактикой. Огромная концентрация газа поглощается Млечным Путем и поддерживает его звездообразование. Но какая же карликовая галактика вытянула газ, которым теперь пирует наш звездный дом? После долгих дебатов ученые получили ответ на эту загадку.

«Возникает вопрос: из Большого Магелланова облака или из Малого вырван этот газ? На первый взгляд кажется, что он возвращается к Большому Магелланову облаку. Но мы подошли к этому вопросу по-другому, спросив: из чего состоит Передний рукав?» – объясняет Эндрю Фокс,  автор исследования из Научного института космического телескопа в Балтиморе (США).

Исследование Фокса является продолжением его работы 2013 года, в которой основное внимание уделялось функции позади Большого и Малого Магеллановых облаков. Газ в лентоподобной структуре, называемой Магеллановым Потоком, был найден в обеих карликовых галактиках. Теперь Фокс задумался о Переднем рукаве. В отличие от Магелланова Потока эта потрепанная и вытянутая структура уже достигла Млечного Пути и совершила свое путешествие внутрь галактического диска.

Передний рукав – это пример газовой аккреции в реальном времени. Его очень трудно рассмотреть в галактиках вдалеке от Млечного Пути. «Поскольку эти две галактики находятся на нашем заднем дворе, нам досталось кресло в первом ряду, чтобы посмотреть на это действие», – говорит Кэт Баргер из Техасского христианского университета (США).

В новой работе Фокс и его команда использовали ультрафиолетовое зрение «Hubble» для химического анализа газа в Переднем рукаве. Они наблюдали свет семи квазаров, ярких ядер активных галактик, сквозь это газовое облако. Используя спектрограф космического телескопа, ученые измерили, как фильтруется свет.

В частности, они искали поглощение ультрафиолета кислородом и серой. Это хорошие показатели того, сколько тяжелых элементов находится в газе. Затем группа сравнила замеры «Hubble» с измерениями водорода, проведенными Национальным научным фондом Роберта Берда в обсерватории «Green Bank», а также несколькими другими радиотелескопами.

«С помощью комбинаций наблюдений «Hubble» и «Green Bank» мы можем измерить состав и скорость газа, чтобы определить, какая карликовая галактика виновна в воровстве», – пояснила Кэт Баргер.

Ответ был найден только благодаря уникальным способностям «Hubble». Из-за фильтрующих эффектов атмосферы Земли ультрафиолет нельзя изучать наземными телескопами. После большого анализа команда наконец-то определила химические «отпечатки пальцев», соответствующие происхождению газа Переднего рукава. «Мы обнаружили, что газ соответствует Малому Магелланову облаку. Это указывает на то, что Большое Магелланово облако выигрывает в перетягивании каната, потому что оно вырвало столько газа из своего меньшего соседа», – сообщил Эндрю Фокс.

Газ от Переднего рукава теперь пересекает диск нашей Галактики. По мере пересечения, он взаимодействует с собственным газом Млечного Пути и рассеивается. Это важное исследование показывает, как газ попадает в галактики и зажигает звезды. Однажды планеты и звездные системы в Млечном Пути родятся из материала, который когда-то был частью Малого Магелланова облака.