Сжатие Вселенной, или как уместить все ее звезды в Млечном Пути

Мысленный эксперимент, который вас шокирует.

Мы повседневно сталкиваемся со сжатием в том или ином виде. Когда выжимаем воду из губки, упаковываем чемодан перед отпуском, пытаясь заполнить все пустое пространство необходимыми вещами, сжимаем файлы перед отправкой по электронной почте. Идея удаления «пустого» пространства очень знакома.

Как в космическом, так и в атомном масштабе ученые неоднократно подтверждали, что пустота занимает основное пространство. И все же крайне удивительно, насколько верно это утверждение! Когда доктор Калеб А. Шарф из Колумбийского университета (США) писал свою новую книгу «Масштабируемая Вселенная» («Zoomable Universe»), он, по собственному признанию, планировал использовать его для какого-то драматического эффекта.

Что, если мы сможем каким-то образом собрать все звезды Млечного Пути и установить их рядом друг с другом, словно яблоки, плотно упакованные в большой коробке? Конечно, природа никогда не позволит человеку подчинить гравитацию, и звезды, скорее всего, сольются в одну колоссальную черную дыру. Но, как мысленный эксперимент, это отличный способ проиллюстрировать объем пространства в Галактике.

Результат шокирует. Если предположить, что в Млечном Пути может быть около 200 миллиардов звезд, и мы щедро полагаем, что все они диаметром с Солнце (что завышено, поскольку подавляющее большинство звезд менее массивны и меньше размером), мы все равно могли бы собрать их в куб, длина граней которого соответствует двум расстояниям от Нептуна до Солнца.

«В космосе огромное количество пустого пространства. И это приводит меня на следующий уровень сумасшествия», – пишет доктор Шарф. Согласно наблюдаемой Вселенной, определяемой космическим горизонтом движения света со времен Большого Взрыва, текущие оценки предполагают, что существует от 200 миллиардов до 2 триллионов галактик. Хотя это большое количество включает в себя все маленькие «протогалактики», которые в конечном итоге сольются в большие галактики.

Давайте будем смелыми и примем их наибольшее число, после чего упакуем все звезды во всех этих галактиках. Будучи впечатляюще щедрыми, предположим, что они все размером с Млечный Путь (хотя большинство на самом деле намного меньше нашей Галактики). Мы получим 2 триллиона кубов, грани которых составят 1013 метров. Поместим эти кубики в более крупный куб, и мы останемся с мегакубом с длиной сторон приблизительно 1017 метров.

Довольно большой, правильно? Но только не в космическом масштабе. Диаметр Млечного Пути составляет порядка 1021 метров, поэтому кубик размером 1017 метров по-прежнему занимает всего 1/10 000 размера Галактики. Фактически, 1017 метров – это около 10 световых лет!

Естественно, это всего лишь небольшая уловка. Но она эффектно указывает на то, насколько мал объем Вселенной, фактически занятый плотной материей, по сравнению с пустотой пространства, прекрасно охарактеризованной Дугласом Адамсом: «Космос велик. Действительно велик. Вы просто не поверите, насколько обширно, огромно, умопомрачительно велик космос. Вот что мы имеем в виду: вы, возможно, думаете, что до ближайшей закусочной далеко, но для космоса это ничего не значит.» («Путеводитель по Галактике для путешествующих автостопом»).

Больше по теме:   Далекий космос  Млечный Путь  Мнения