ВИДЕО: Телескоп «Chandra» показал разлетающиеся обломки звездного взрыва

Астрономы использовали наблюдения «Chandra» с 2000 до 2015 года и создали самый длинный фильм об эволюции остатка сверхновой Тихо.

Когда звезда, оставившая эту сверхновую, взорвалась в 1572 году, она был настолько яркой, что была видна в течение дня. И хотя он не был первым или единственным человеком, наблюдавшим это звездное зрелище, датский астроном Тихо Браге написал книгу об обширных наблюдениях события, которому в последствии было присвоено имя астронома.

В современное время астрономы наблюдают то, что осталось от этого взрыва, известное как остаток от сверхновой Тихо. Ученые выяснили, что сверхновая Тихо возникла в результате взрыва белого карлика, и отнесли ее к звездному классу IA, используемого для отслеживания расширения Вселенной.

Так как большая часть материала, выбрасываемого из взорвавшейся звезды, нагрета ударной волной, остаток производит мощное излучение в рентгеновском диапазоне. Астрономы использовали наблюдения «Chandra» с 2000 до 2015 года и создали самый длинный фильм об эволюции остатка сверхновой Тихо, используя 5 различных изображений. Он показывает расширение от взрыва до наших дней спустя 450 лет с земной точки зрения с расстояния около 10 000 световых лет. Путем комбинирования рентгеновских данных 30 лет наблюдений на радиоволнах с помощью VLA астрономы также создали фильм, используя три различных изображения. Астрономы воспользовались рентгеновскими и радиоданными, чтобы узнать новые подробности об этой сверхновой и ее остатке.

Исследователи измеряли скорость распространения взрывной волны в различных местах по всему остатку. Большой размер остатка позволяет оценить движение с достаточно высокой точностью. Хотя остаток примерно шарообразный, есть четкие различия в скорости взрывной волны в разных регионах. Скорость в правом и нижнем правом направлениях примерно вдвое больше, чем в левом и в верхнем левом направлениях.

Диапазон скорости движения взрывной волны вызван различиями в плотности газа вокруг остатка сверхновой. Это вызывает смещение в положении места взрыва от геометрического центра. Астрономы обнаружили, что размер смещения по направлению к верхней левой части геометрического центра составляет около 10% от текущего радиуса остатка. Исследователи также обнаружили, что максимальная скорость взрывной волны составляет около 12 миллионов километров в час.

Значительное смещение от центра взрыва до геометрического центра остатка – это сравнительно недавнее явление. В первые несколько сотен лет после взрыва удар был настолько мощным, что плотность газа не влияла на его движение. Несоответствие плотности увеличивалось в ходе распространения волны, вызывая смещение в позиции между центром взрыва и геометрическим центром. Так, если через 1000 лет после нас будущие астрономы проведут подобные наблюдения, они должны будут зафиксировать гораздо большее смещение.

Смещения могут существовать и в других остатках сверхновых. Понимание расположения центра взрыва сверхновых типа IA крайне важно, поскольку это сужает область поиска выживших звезд-компаньонов. Выживший сосед поможет выявить спусковой механизм сверхновой, показав, что белый карлик перетягивал материал из звезды-компаньона, пока не достиг критической массы и взорвался. Отсутствие же звезды-компаньона свидетельствовало бы пользу другого основного спускового механизма, при котором два белых карлика сливаются, вызывая превышение критической массы.

Материалы исследования приняты к публикации в Astrophysical Journal Letters.

Больше по теме:   NASA  Сверхновые