Церера скрывала свои тайны 215 лет

На заре 19-го века в новогоднюю ночь 1801 года произошел исторический момент для астрономии. В ту ночь итальянский астроном Джузеппе Пиацци навел свой телескоп на небо и заметил далекий объект, который известен нам как Церера.

Сегодня космический аппарат NASA «Dawn» позволяет нам рассмотреть эту карликовую планету в мельчайших деталях. Снимки аппарата позволили узнать, что Церера покрыта кратерами, высокими конусообразными горами и белыми пятнами, скорее всего состоящими из солей. Но в ту роковую ночь 1801 года Пиацци не знал, что за объект скрывается за слабым светом в его телескопе.

«Когда Пиацци открыл Цереру, это было за гранью воображения. Лишь спустя два века NASA отправило к ней аппарат в космическое путешествие длиною более 3 миллиардов миль», – сказал главный инженер и руководитель миссии «Dawn» Марк Рейман из Лаборатории реактивного движения NASA.

Джузеппе Пиацци возглавлял обсерваторию Палермо на Сицилии (Италия). В ночь на 1 января, когда он заметил что-то, чей свет по его словам «был тусклым и окрашен как Юпитер», он работал над каталогом положения звезд. Когда Пиацци спустя сутки еще раз взглянул на этот объект, он заметил, что его положение незначительно изменилось.

Что же это был за объект? В тот момент Пиацци посчитал, что открыл комету, и поспешил сообщить об этом своим коллегам Иоганну Боде и Барнабе Ориани.

«Я представляю эту «звезду» в виде кометы, но ее движение слишком медленное и довольно однообразное, и я чувствую сердцем, что это может быть чем-то большим. Тем не менее, я должен быть очень осторожным в предании огласке своей догадки», – написал Джузеппе Пиацци в письме Барнабе Ориани.

Недостающая планета

Однако, Пиацци не смог сохранить этот «секрет». Он рассказал прессе, что открыл комету, но не представил данные своих наблюдений, чем вызвал нарекания других астрономов. Вскоре Пиацци заболел и прекратил свои наблюдения за этим загадочным объектом.

Когда газеты распространили информацию об открытой комете, французский астроном Жером Лефрансуа де Лаланд, базирующийся в Париже, в феврале 1801 года запросил данные наблюдений у Пиацци, которые итальянский астроном выслал ему в апреле того же года, оправившись после болезни. Один из студентов французского астронома Иоганн Карл Буркхардт, выполнив расчеты, сообщил, что движение данного объекта не соответствует орбите кометы, а больше подходит для круговой орбиты.

В то время не было электронной почты, и письма, которые Пиацци отправил своим коллегам, пришли к ним лишь в марте. Новость стала особенно интересной для Боде, так как в то время он отстаивал свою гипотезу о том, что положение планет в Солнечной системе подчиняется определенному закону, который предсказывает расстояние каждой планеты от Солнца. Уран, открытый в 1781 году, вписался как раз в эту гипотезу. Но этот «шаблон» требовал наличия еще одной планеты между орбитами Марса и Юпитера.

Чтобы найти эту планету, группа немецких ученых создала общество под названием «Небесная полиция». В нее вошли 24 астронома, каждый из которых взял себе определенную область неба для поиска отсутствующего объекта. Однако, Пиацци не получал приглашение в эту группу до тех пор, пока не заметил Цереру.

Почти потерянная комета

Иоганн Боде, изучив орбиту найденного Пиацци небесного объекта, заявил, что эта «комета» является недостающей планетой, вписывающейся в его формулу (которая в последствии была дискредитирована). Между тем, Ориани, также изучавший орбиту Цереры, 7 апреля 1801 года попросил разместить в известном астрономическом журнале тех времен статью о возможном обнаружении новой планеты.

Джузеппе Пиацци по-прежнему не публиковал никаких данных о Церере, продолжая тем временем совершенствовать свои расчеты. В итоге, не представив больше никаких сведений, 11 февраля он сообщил, что Церера потеряна. До весны 1801 года кроме Пиацци больше никто не изучал новый небесный объект из-за туч на небе и его положения на орбите – он больше не был виден ночью, а днем Солнце затмевало его.

Почему Пиации не обнародовал свои данные? Одной из причин может являться то, что хотя он был опытным наблюдателем, он не имел крепких теоретических знаний в области астрономии, поэтому не мог быстро и точно рассчитать орбиту. Во-вторых, он не хотел рисковать как своим авторитетом, так и авторитетом обсерватории, в которой работал. Но коллеги из Германии были твердо убеждены, что этот небесный объект был той неизвестной планетой между орбитами Марса и Юпитера. Их убежденность в этом и подтолкнула к последующему изучению Цереры.

«Без решимости немецких астрономов Пиацци так и остался бы открывателем потерянной кометы. Они верили в то, что обнаружена планета, и это заставляло их прилагать усилия для ее поиска. Видите насколько сильны были идея и теория в те времена!» – сказала Иллиана Чинничи, редактор буклета о Церере в Палермской обсерватории.

В поисках Цереры

Наконец, в июле 1801 года итальянский астроном обнародовал данные своих наблюдений. К тому времени некоторые астрономы уже придумали несколько имен для нового объекта: Юнона, Гера, Пиацци и другие. Однако, сам Джузеппе настоял на том, чтобы «новая звезда» была названа Церера Фердинанда, в честь римской богини земледелия и короля Сицилии.

К конце 1801 года многие астрономы предполагали, что Церера является планетой, но им требовались дополнительные наблюдения, чтобы это подтвердить. 24-х летний немецкий математик Карл Фридрих Гаусс в то время проводил опыты с математическими методами, благодаря которым в последствии он стал знаменитым. Применив эти методы к Церере, он смог предсказать ее появление на небосводе 7 декабря 1801 года. Астрономы были благодарны Гауссу за его расчеты, но они не дали ответа на главный вопрос: чем же является Церера?

Астероиды: новый класс космических объектов

В марте 1802 года немецкий астроном Генрих Вильгельм Маттиас Ольберс открыл аналогичный объект, который в последствии стал известен как Паллада. Уильям Гершель, один из самых известных астрономов в истории, позже сообщил, что Церера и Паллада представляют собой совершенно новый класс космических объектов: астероиды. «Если бы мы назвали Цереру планетой, она бы не заполнила пространство между Марсом и Юпитером с тем достоинством, к которому ее обязывает положение», – написал Гершель.

Хотя Гершель считал достижением открытие Цереры, Пиацци был расстроен тем, что его объект отнесли к астероидам. Он думал, что Гершель, открывший Уран, просто хотел приуменьшить Цереру.

Наследие Пиацци

Джузеппе Пиацци не мог знать, что космический телескоп «Hubble» в течение одного дня получит множество снимков Цереры, которые позволят ученым определить, что она круглая как Земля. Он и представить не мог, что в 2006 году, спустя почти два века после его смерти, Международный космический союз повысит Цереру в звании от астероида до карликовой планеты, и она станет наравне с далеким Плутоном, который не был обнаружен при его жизни. Он не знал, что в 2007 году космический аппарат NASA «Dawn» будет запущен из места под названием Мыс Канаверал, чтобы достигнуть орбиты Цереры. Он, вероятно, и представить не мог, что космическая обсерватория имени Гершеля обнаружит в 2013 году водяной пар, исходящий с поверхности Цереры. И мог ли он догадаться, что утром 6 марта 2015 года «Dawn» выйдет на самую низкую орбиту карликовой планеты, чтобы получать детальные снимки ее поверхности и передавать их на Землю. Пиацци не знал, что «Hubble» в ноябре 2015 года будет наблюдать Цереру в ультрафиолетовом диапазоне, дополняя наблюдения «Dawn».

«Наши знания, наши возможности, наши достижения и даже наши амбиции намного превосходят все то, что Пиацци даже не мог себе представить. И все же именно благодаря его открытию мы можем применить их, чтобы больше узнать не только о Церере, но и о зарождении Солнечной системы», – сказал Марк Райман.

Больше по теме:   NASA  Карликовые планеты  Церера