Ученые миссии «Curiosity» постараются найти новые доказательства жидкой воды на Марсе

Хотя существование жидкой воды на Красной планете было подтверждено в 2015 году Mars Reconnaissance Orbiter (MRO), научное сообщество готовится к более тщательному анализу данных, которые будут представлены инструментом REMS марсохода «Curiosity», изучающим непосредственно марсианскую поверхность.

Хотя существование жидкой воды на Красной планете было подтверждено в 2015 году Mars Reconnaissance Orbiter (MRO), научное сообщество готовится к более тщательному анализу данных, которые будут представлены инструментом REMS марсохода «Curiosity»,  изучающим непосредственно марсианскую поверхность. Рейна Гоф из Колорадского университета в Боулдере, химик научной-исследовательской группы «Curiosity», надеется обнаружить больше доказательств жидкой воды путем исследования химических процессов, таких как плывучесть.

Плывучесть представляет собой процесс, в котором соли поглощают водяной пар из атмосферы и образуют жидкий раствор. Это может создать соленую жидкость в условиях, которые в определенные моменты времени и в определенных местах могут существовать на Марсе.

«Я проведу лабораторные эксперименты, в которых изучу плывучесть, а также обратный процесс, перекристаллизацию, при низких температурах. Это позволит определить условия, при которых вода на Марсе может существовать в жидком виде», – сказала Рейна Гоф.

Частица тает путем поглощения паров воды из атмосферы при достижении пороговой величины относительной влажности. Эта относительная влажность расплывания (DRH) изменяется в зависимости от солевого состава и температуры. Обратный процесс, перекристаллизация солевого раствора в твердое состояние, называется эффлоресценция и происходит при равновесной относительной влажности (ERH).

Ученые постараются определить значения DRH и ERH Марса для соответствующих солей и смесей солей в различных условиях при низких температурах. Как отмечает Рейна Гоф, знание этих значений необходимо для возможности предсказать, когда и где водные растворы солей могут существовать на поверхности планеты.

«В сочетании с данными прибора марсохода Rover Environmental Monitoring Station (REMS) это может позволить спрогнозировать, когда, где и в какое время водный раствор может образоваться в кратере Гейла, или же наоборот подтвердить его отсутствие», – пояснила Рейна Гоф.

Инструмент REMS на борту марсохода «Curiosity» собирает и передает ежедневные и сезонные отчеты об атмосферном давлении, влажности, ультрафиолетовом излучении на поверхности Красной планеты, скорости и направлении ветра, температуре воздуха и температуре грунта вокруг ровера. Российский нейтронный детектор DAN очень чувствителен и способен обнаруживать содержание воды от 0,1%, а также определять слои воды или льда под поверхностью. Инструмент SAM способен идентифицировать органические соединения, такие как метан, а также легкие элементы. Все эти инструменты дополняют ChemCam, анализирующий элементный состав испаряемых пород, обнаруживая лед и минералы с молекулами воды в их кристаллических структурах.

Рейна Гоф попытается определить, как соли, присутствующие на Марсе и в частности в кратере Гейла, могут способствовать формированию стабильных жидкий растворов.

«Перхлорат соли очень гигроскопичен даже при низких температурах! Количество образовавшейся воды может быть небольшим, потому что в атмосфере содержится не очень много водяного пара, но наличие хоть какого-то количества жидкой воды было бы интересно по многим причинам, таким как обитаемость, понимание гидрологического цикла и даже освоение человеком», – заключила Рейна Гоф.

Больше по теме:   Марс