4K

Ученые принимали белых карликов за черные дыры

Считается, что астрономы легко могут определить разницу между белым карликом и черной дырой, но это не всегда так, Вселенная порой обманчива!

На 227-м заседании Американского астрономического общества в Киссимми, штат Флорида, ученые рассказали о новом исследовании, которое выявляет истинное происхождение загадочного света от ближайших галактик.

«Теперь мы знаем, что наблюдали белые карлики, а не черные дыры в центре галактик. Благодаря этому мы стали намного ближе к пониманию того, как в галактиках происходит замедление процесса звездообразования», – сказал ведущий автор исследования Франческо Бельфиоре из Кембриджского университета.

Чтобы разгадать тайну, Франческо Бельфиоре со своей командой изучил слой тонкого межзвездного газа, находящегося в ближайших галактиках. В основе исследования лежал анализ эмиссионных линий. Однако понимание происхождения этих эмиссионных линий является далеко не простой задачей. В частности, астрономы долгое время были озадачены источником энергии для определенного состояния газа в галактиках: источник должен быть горячее, чем вновь образовавшиеся звезды, но в тоже время холоднее, чем излучение от жестоких черных дыр.

Ранее теория объясняла это явление тем, что газ подсвечивался малоактивным галактическим ядром. Это идея была подтверждена наличием во многих галактиках областей такого излучения, называемого Low-Ionization Nuclear Emission-line Regions (LINERs).

«LINERs является головоломкой уже 35-лет. В последние годы некоторые астрономы начали получать доказательства того, что не всегда подобное излучение исходит от черных дыр. Использование Sloan Digital Sky Survey (SDSS) позволило нам по-новому взглянуть на этот вопрос», – добавил Франческо Бельфиоре.

Предыдущие спектроскопические наблюдения оказались недостаточными, так как охватывали лишь небольшую часть галактики вблизи ее центра. Новые методы исследования позволили астрономам получить данные о всей галактике сразу.

Франческо Бельфиоре со своей группой изучили и сопоставили состояние газа и звезд более чем 600 галактик. Оказалось, что источник света, который мог бы подсвечивать межзвездный газ, должен быть распределен по всей галактике, на десятки световых лет от центра. Это доказывает, что эмиссионные линии, которые наблюдали ученые, не могут исходить из центральных черных дыр.

«Белые карлики являются звездами утратившими свою внешнюю оболочку. Но их оголившееся ядро продолжает излучать тепло в миллионы градусов, и они идеально подходят на роль источников эмиссионных линий, которые мы наблюдаем», – сказала соавтор исследования Клаудия Марастон из университета Портсмута.

Больше по теме:   Белые карлики  Черные дыры