Ученые с помощью ALMA получили снимок спиральных рукавов протопланетного диска

Близко к звезде отчетливо виден плоский диск пыли, который простирается примерно до орбиты Нептуна, если сравнивать с Солнечной системой.

На невероятно красивом снимке, полученном с помощью массива телескопов ALMA, показан протопланетный диск вокруг молодой звезды Elias 2-27, удаленной от Земли на 450 световых лет. ALMA обнаружил и исследовал большое количество протопланетных дисков, но этот является особенным – практически крошечная версия спиральной галактики с двумя отчетливо выделяющимися рукавами.

Ученые не раз наблюдали спиральные структуры в протопланетных дисках. Но то, что они могут брать начало в регионе, где формируются планеты, ранее замечено не было. ALMA впервые смог заглянуть так глубоко в среднюю область диска и обнаружить четкую подпись спиральных волн плотности.

Возле звезды отчетливо виден плоский диск пыли, который простирается примерно до орбиты Нептуна, если сравнивать с Солнечной системой. За этой гранью, в области, аналогичной нашему поясу Койпера, ALMA обнаружил значительно меньшее количество пыли, что может быть признаком рождающейся планеты. Далее от этого разрыва расходятся две широкие спиральные ветви, которые простираются более чем на 10 миллиардов километров от центральной звезды. Открытие спиральных волн на таких экстремальных расстояниях может иметь важные последствия для теории формирования планет.

Главный редактор