5K

Ученые узнали, как выбросы черных дыр влияют на звездообразование в галактиках

Новое исследование рассматривает вопрос, влияют ли джеты, испускаемые черными дырами, на формирование звезд в галактиках за счет нагрева больших объемов газа.

Новое исследование, проведенное группой астрофизиков под руководством доктора К. Дасира, рассматривает вопрос, влияют ли струи, испускаемые черными дырами, на формирование звезд в галактиках за счет нагрева больших объемов газа. Результат основан на наблюдениях соседней галактики IC5063 с помощью массива телескопов ALMA Европейской южной обсерватории (ESO). Результаты работы опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics 1 ноября 2016 года.

Исследование проводилось после открытия реактивных ветров в галактике IC5063, которые связаны со сверхмассивной черной дырой в ее центре. Около 160 миллионов лет назад заряженные частицы (электроны и протоны), падающие в сторону черной дыры, были пойманы магнитными силовыми линиями и выброшены наружу на высокой скорости в виде сгустка. Пучок частиц, также известный как джет, распространился по галактике на более чем 3000 световых лет. Он прошел через газовый диск, спровоцировав сильные ветры в местах столкновения с межзвездными облаками. Ветры просуществовали более полутора миллионов лет, о чем свидетельствуют данные ESО.

Ученые проанализировали данные ALMA с целью определить, различаются ли свойства газа в ветрах и остальной части облака. Для этого они обратили внимание на линии выбросов СО в плотных межзвездных облаках, где часто происходит образование новых звезд.

Исследование показало, что молекулярный газ под влиянием джета черной дыры нагревается в 3-10 раз по сравнению с молекулярным облаком. Важность этого результата заключается в найденных препятствиях для звездообразования, поскольку тепловое и турбулентное движение газа задерживает гравитационный коллапс. Гравитационный коллапс также задерживается из-за дисперсии облаков: воздействие струи рассеивает газ в плотных облаках.

Из-за энергии, переданной струей, молекулярный газ в ветре имеет более высокую степень возбуждения. Этот результат является обнадеживающим для будущих исследований в этой области. За счет молекулярных ветров обнаружение далеких галактик становится более простой задачей, поскольку их можно наблюдать в линиях высокого возбуждения CO. Таким образом, ученые оценили важную роль ветров, управляемых черными дырами.

Больше по теме:   ESO  Черные дыры