Ученые впервые изучили природу Лайман-Альфа блоба

Лайман-альфа блобы представляют собой огромные облака светящегося водорода, размеры которых могут достигать сотен световых лет.

Как сообщается на официальном сайте Европейской южной обсерватории, международная команда астрономов с помощью ALMA, Очень Большого Телескопа (VLT) ESO, а также других инструментов впервые изучили природу одного из самых редких объектов во Вселенной – Лайман-альфа блоба.

Лайман-альфа блобы (LAB) представляют собой огромные облака светящегося водорода, размеры которых могут достигать сотен световых лет. Лежащая в ультрафиолетовом диапазоне эмиссионная линия, в которой они излучают, называется линией Лайман-альфа. С момента открытия LAB оставалось загадкой, какие процессы в блобах вызывают это излучение. И вот теперь новые наблюдения на ALMA, возможно, раскрыли этот секрет.

Новые данные показали, что в сердцевине одного из них находятся две галактики с невероятно интенсивным звездообразованием, вследствие которого возбуждается и вещество в их окрестностях. Кроме того, оказалось, что эти гигантские семейства звезд в свою очередь окружены роем меньших галактик. Таким образом, ученые стали свидетелями зарождения массивного скопления, причем два обнаруженных телескопом ALMA источника, по-видимому, в будущем сольются в единую сверхгигантскую эллиптическую галактику.

Первым обнаруженным в 2000 году Лайман-альфа блобом стал SSA22-1 или LAB-1, который проживает в центре находящегося на стадии формирования гигантского скопления галактик. LAB-1 оказался одним из крупнейших объектов этого типа и на сегодняшний день наиболее подробно изученным. Свет от него идет до Земли 11,5 миллиардов световых лет.

Именно для его подробного изучения команда ученых под руководством Джима Гича из Центра астрофизических исследований Хертфордширского университета (Великобритания) воспользовалась уникальным разрешением телескопа ALMA. В результате им удалось выявить в облаке несколько локальных источников субмиллиметрового излучения.

Дополнив наблюдения данными, полученными с приемником MUSE на телескопе VLT, ученые составили карту Лайман-альфа излучения, раскрывшую галактики в центре блоба. Оказалось, что звездообразование в них происходит более чем в 100 раз интенсивнее, чем в Млечном пути.

Вдобавок, глубокие изображения космического телескопа «Hubble» и спектры Обсерватории Кека указали, что эти два источника окружены роем слабых галактик, которые, возможно, снабжают центральные объекты веществом, поддерживая тем самым беспрецедентно высокий темп звездообразования в них.

Проведенное на основании полученных данных моделирование образования галактик показало, что существование гигантского светящегося облака можно объяснить рассеиванием ультрафиолетового излучения (создаваемого в ходе звездообразования) на окружающем их водороде. В результате и возникает то, что мы видим – Лайман-альфа блоб.

«Вспомните, как выглядят уличные фонари ночью в тумане – вместо них вы видите бесформенные световые пятна. Свет фонарей рассеивается окружающими их мелкими водяными капельками. Похожая вещь происходит и здесь, только вместо фонарей у нас – галактики с интенсивным звездообразованием, а «туман» – это огромное облако межгалактического газа. Галактики освещают свои окрестности», – пояснил Джим Гич, ведущий автор работы.

Ученые отмечают, что самым замечательным в их исследовании является то, что они смогли заглянуть в окрестности молодых и стремительно развивающихся галактик и наблюдать их такими, какими они были 11,5 миллиардов лет назад.

Больше по теме:   ESO  Галактики