4K

Удивительная бинарная система с тремя протопланетными дисками

Астрономы никогда не видели ничего подобного: две звезды окружены протопланетными дисками, а третий, больший диск, окружает всю необычную группу! Странная система IRS 43 находится в 400 световых лет от Земли.

Космос переполнен звездами, окруженными планетами и формирующимися планетными дисками. Вселенная также является домом для многих бинарных систем, в которых каждая из звезд имеет собственный вращающийся диск газа и пыли. Мы даже знаем о нескольких планетах, расположенных на орбитах двойных систем, хотя эти миры очень редки.

В IRS 43 все три диска наклонены относительно друг друга, что делает систему уникальной в наблюдаемой Вселенной, говорит член научной команды Кристиан Бринч из Института Нильса Бора (Копенгагенский университет, Дания).

Обе звезды в IRS 43 очень молоды и сравнимы с Солнцем. Каждая из них имеет диск размером с Солнечную систему, и, вероятно, находится в процессе формирования планет. Планеты нельзя увидеть непосредственно, потому что они закрыты пылью, но ученые могут проследить регионы, где они формируются, используя массив телескопов ALMA на севере Чили.

«Все три диска определенно сформированы из одинакового материала. Тем не менее, не совсем понятно, являются ли два небольших диска фрагментами большого диска, или они являются результатом перетекания материала с большого диска», – говорит Кристиан Бринч.

Если диски родились наклоненными, то этот перекос по сути будет результатом самого процесса, и, следовательно, можно ожидать, что такие системы очень распространены. Однако, если рассогласование является результатом выброса третьей звезды из системы, то IRS 43 – крайне редкий образец.

Три планетарных диска вращаются крайне нестабильно, но Кристиан Бринч считает, что это не исключает образования планет.

Больше по теме:   Звезды