5K

Удивительная туманность «Кошачий глаз»

Наблюдения показали, что звезда выбрасывала свою материю в ходе серий импульсов в течение 1500 лет. Эти конвульсии создали пылевые оболочки, каждая из которых содержит столько же массы, сколько все планеты Солнечной системы вместе взятые.

Вся красота туманности «Кошачий глаз» (NGC 6543) раскрывается на этом детальном снимке космического телескопа «Hubble». Изображение, полученное с помощью усовершенствованной оптической камеры для наблюдений (ACS), показывает невероятно красивый «глаз», окруженный одиннадцатью (или даже более) концентрическими кольцами.

Наблюдения показали, что звезда выбрасывала свою материю в ходе серии импульсов с периодом в 1500 лет. Эти конвульсии создали пылевые оболочки, каждая из которых содержит столько же массы, сколько все планеты Солнечной системы вместе взятые.

Подобные структуры оказались неожиданностью для астрономов, так как ранее не предполагалось, что умирающая звезда может терять массу в ходе подобного пульсирующего процесса. В качестве возможных причин ученые видят циклы магнитной активности (до некоторой степени подобные солнечному циклу) или действие звезды компаньона, вращающейся вокруг умирающего светила.

Туманность была обнаружена Уильямом Гершелем 15 февраля 1786 года. Она стала первой планетарной туманностью, у которой был изучен спектр. Это сделал английский астроном-любитель Уильям Хаггинс в 1864 году.