В далеких галактиках обнаружены гигантские резервуары турбулентного газа

Открытие является большим шагом к пониманию того, как в ранней Вселенной регулируется приток вещества в окрестности галактик с наиболее интенсивными вспышками звездообразования.

Группа ученых под руководством Эдит Фальгароне из Парижской обсерватории (Франция) с помощью телескопа ALMA зарегистрировала излучение углеводорода CH+ в удаленных галактиках со вспышками звездообразования. Интенсивное излучение CH+ было идентифицировано в пяти из шести изученных галактик, в том числе в «Космической Реснице». Новые данные помогут понять процессы эволюции галактик, в частности, то, как среда, окружающая их, поставляет материал для новых звезд. Результаты исследования представлены в журнале Nature.

«CH+ является особенной молекулой. Для ее образования требуется много энергии, кроме того, она очень химически активна, а значит, должна быть короткоживущей и неспособной переноситься на большие расстояния. Поэтому присутствие CH+ позволяет проследить траектории энергетических потоков внутри галактик и в их окрестностях», – рассказывает Мартин Цваан, сотрудник ESO, участвовавший в исследовании.

Наблюдаемое излучение CH+ указывает на присутствие плотных ударных волн, порождаемых горячими и быстродвижущимися галактическими ветрами, которые в свою очередь образуются в областях звездообразования внутри галактик. Эти ветры в процессе своего движения сквозь всю галактику выталкивают из нее вещество, но вследствие их собственных турбулентных движений часть этого материала вновь захватывается гравитационным притяжением галактики и образует гигантские турбулентные хранилища холодного разреженного газа, простирающиеся на более чем 30 000 световых лет от области звездообразования.

«С помощью CH+ мы видим, что энергия переносится крупномасштабными – размером со всю галактику – ветрами и затем превращается в турбулентные движения, происходящие внутри прежде не наблюдавшихся резервуаров холодного газа вокруг галактик. Наши результаты не согласуются с теорией эволюции галактик: возбуждая турбулентность в скоплениях газа, галактические ветры активизируют звездообразование вместо того, чтобы его подавлять, и тем самым продлевают фазу активного образования звезд», – пояснила Эдит Фальгароне.

Согласно исследованию, сами по себе галактические ветры не могут обеспечить достаточными запасами вещества обнаруженные газовые скопления. Поэтому предполагается, что эти массы газа возникают вследствие слияний галактик или аккреции скрытых газовых потоков, что предсказывается современной теорией.

«Это открытие – большой шаг к пониманию того, как в ранней Вселенной регулируется приток вещества в окрестности галактик с наиболее интенсивными вспышками звездообразования. Мы видим на примере этого исследования, как многого можно достичь, когда ученые, занимающиеся различными направлениями, объединяют усилия, эксплуатируя возможности одного из самых мощных телескопов мира», – заключил Роб Айвисон, научный руководитель ESO и соавтор исследования.

Больше по теме:   ESO  Галактики