В далекой галактике обнаружен новый тип звездного взрыва

Взрыв произошел 2,4 миллиарда лет назад и был захвачен телескопами в 2010 году.

Используя телескопы на Ла-Пальме и на Гавайях, команда астрономов из Великобритании обнаружила взрыв PS1-10adi, который был настолько энергичным, что должен был возникнуть из одного из двух источников: чрезвычайно массивной звезды – в несколько сотен раз больше Солнца – взорвавшейся как сверхновая или из меньшей по массе звезды, разрушенной гравитацией сверхмассивной черной дыры.

«Наше открытие выявило взрывы, способные высвободить в десять раз больше энергии, чем стандартные сверхновые. Данные показывают, что подобные события не так уж необычны и бросают вызов знаниям о разрушении звезд. В то же время их существование дает важную информацию об экстремальной окружающей среде центральных, скрытых областей галактик», – рассказывает Козимо Инсерра, соавтор исследования из Университета Саутгемптона (Великобритания).

Взрыв, подробно описанный в исследовании, опубликованном в Nature Astronomy, произошел 2,4 миллиарда лет назад и был захвачен телескопами в 2010 году. Медленная эволюция позволила ученым отслеживать его в течение нескольких лет.

Козимо Инсерра был вовлечен в анализ данных и помог определить два сценария, которые могли бы объяснить событие. Он также проверил данные с использованием принятых физических моделей сверхновой для подкрепления результатов.

«Если этот взрыв является следствием разрушения звезды, близко подошедшей к горизонту событий сверхмассивной черной дыры, то его свойства определяют совершенно новый тип приливных разрушений. С другой стороны, если PS1-10adi вспышка сверхновой, то ее свойства более экстремальны, чем мы предполагали, и, вероятно, это связано с центральной средой галактики-хозяйки», – заключил Эркки Канкаре, ведущий автор исследования из Королевского университета в Белфасте (Великобритания).

Больше по теме:   Сверхновые  Черные дыры