В шаровых скоплениях возможно рождение молодых звезд

Одними из самых ярких объектов во Вселенной являются блестящие густые рои звезды, называемые шаровыми скоплениями. До недавнего времени астрономы считали, что миллионы звезд в этих скоплениях образовались практически в одно время, и все они похожи друг на друга как близнецы. Однако, новое исследование молодых и старых скоплений нарушили эту гипотезу.

Одними из самых ярких объектов во Вселенной являются блестящие густые рои звезды, называемые шаровыми скоплениями. До недавнего времени астрономы считали, что миллионы звезд в этих скоплениях образовались практически в одно время, и все они похожи друг на друга как близнецы. Однако, новое исследование опровергло это предположение.

Оказалось, что кроме своих первоначальных «жителей» шаровые скопления могут содержать звезды второго или даже третьего поколения. Группа ученых из Института астрономии и астрофизики Кавли (Китай), Северо-Западного университета (США) и Обсерватории Китайской Академии наук смогли объяснить, как образовались эти загадочные молодые поколения звезд.

Используя данные космического телескопа «Hubble», исследователи впервые обнаружили молодую популяцию звезд в шаровых скоплениях, которые, по-видимому, сформировались из газа, попавшего в кластер из родительской галактики.

«Это исследование позволяет по-новому взглянуть на загадку образования нескольких популяций в звездном скоплении. Наши расчеты предполагают, что вещество для образования этих молодых звезд имеет внешнее происхождение, а не внутреннее», – сказал ведущий автор исследования Чэнюань Ли из Обсерватории Китайской Академии наук.

Образно говоря, шаровые скопления являются «приемными родителями» для новых звезд, точнее материала, из которого они образуются.

Шаровые скопления, вращающиеся на окраинах галактик, имеют сферическую форму с плотноупакованными звездами. В нашей родной галактике Млечный путь их несколько сотен. Большинство из них довольно старые массивные кластеры. Именно поэтому группа исследователей обратила свое внимание на две близлежащие карликовые галактики, которые называются Магеллановыми облаками.

В частности, астрономы изучили два шаровых скопления NGC 1783 и NGC 1969 в большом Магеллановом облаке и NGC 411 в малом Магеллановом облаке. Ученые определили возраст их звезд. В NGC 1783 они обнаружили начальную популяцию звезд возрастом 1,4 миллиарда лет и два новых поколения возрастом 890 и 450 миллионов лет.

«Что является наиболее простым объяснением этому неожиданному различию в возрасте? Возможно, шаровые скопления могут удерживать внутри достаточное количество газа и пыли для образования новых звезд, но это мало вероятно», – сказал соавтор исследования Аарон Геллер из Северо-западного университета в Чикаго.

Более вероятным является то, что шаровые скопления могут поглотить рассеянные по родительской галактике газ и пыль, которые они как бы «подметают» в процессе своего движения. Подобная теория возникновения молодых звезд в кластерах с помощью поглощения газа и пыли извне уже была выдвинута в 1952 году. И вот более чем пол века спустя ученые смогли получить доказательства в ее поддержку. Ученые проанализировали наблюдения телескопа «Hubble», затем выполнили расчеты и убедились, что такой сценарий вполне возможен.

«Наконец мы смогли доказать, что подобная идея возникновения молодых звезд в кластерах вполне состоятельна. При этом не только для тех скоплений, за которыми мы наблюдали, но и для целого ряда других», – подвел итог Ричард Де Грийс из Института астрономии и астрофизики Кавли.