В центре Млечного Пути обнаружены древнейшие звезды типа RR Лиры

Ученые с помощью инфракрасного телескопа ESO «VISTA» впервые обнаружили в центре Млечного пути очень старые звезды, «звезды типа RR Лиры».

Как сообщается на официальном сайте Европейской южной обсерватории (ESO), ученые с помощью инфракрасного телескопа ESO «VISTA» впервые обнаружили в центре Млечного Пути очень старые звезды, «звезды типа RR Лиры». Такому типу светил более 10 миллиардов лет. Их открытие позволяет предположить, что сферическое звездное облако в центре нашей Галактики образовалось в процессе слияния древних звездных скоплений. Вновь обнаруженные светила могут оказаться членами самого старого и массивного из всех скоплений Млечного Пути со времени его образования.

В центре Млечного Пути, как и в центрах многих других галактик, находится очень плотно населенная звездами область. В нашей собственной Галактике ученые могут исследовать этот регион гораздо подробнее, и новое открытие в нем древних звезд типа RR Лиры является важнейшим этапом в выборе между двумя основными теориями формирования центральных балджей.

Считается, что звезды типа RR Лиры проживают в плотных шаровых скоплениях. Их яркость периодически меняется по определенному закону. Используя данные этих мерцаний, ученые могут вычислить расстояние до каждой из них.

Однако, из-за нахождения по соседству со звездами типа RR Лиры более ярких молодых светил, эти «указатели» расстояний зачастую очень трудно наблюдать. Кроме этого, пылевые облака также могут скрывать их от глаз наблюдателя. Именно по этой причине обнаружить подобных старейших жителей в крайне густонаселенном центре нашей Галактики ранее было невозможно. Путь к их открытию начался с проводимого в ESO обзора переменных звезд Variables in the Via Lactea (VVV) в инфракрасных лучах.

Поиски ученых увенчались успехом. Ими было идентифицировано около десятка звезд типа RR Лиры. Новое открытие указало на наличие в центре балджа нашей Галактики остатков древнейшего шарового скопления.

«Наше открытие звезд типа RR Лиры в центре Млечного Пути очень важно для понимания процесса образования галактических ядер. Это аргумент в пользу сценария, согласно которому балдж первоначально сформировался из нескольких слившихся шаровых скоплений», – сказал Родриго Контрерас, один из авторов исследования из Папского католического университета (Чили).

С теорией образования галактических балджей в ходе слияния шаровых скоплений конкурирует другая: быстрая газовая аккреция. Идентификация переменных типа RR Лиры (практически всегда связанных именно с шаровыми скоплениями) является важнейшим аргументом в пользу теории слияния. Возможно, что это универсальный механизм образования балджей и в других галактиках.

Больше по теме:   ESO  Звезды  Млечный Путь