В знаменитой массивной двойной системе зарегистрированы бушующие звездные ветры

Международная группа астрономов во главе с Гердом Вайгельтом из Института радиоастрономии Макса Планка в Бонне (Германия) получила на Очень Большом Телескопе Интерферометре (VLTI) обсерватории ESO в Паранале изображение системы Эта Киля с беспрецедентно высоким разрешением. В бинарной системе обнаружены необычные особенности, в том числе область, в которой с огромной скоростью сталкиваются звездные ветры. Новые данные позволят ученым лучше понять этапы развития массивных звезд.

Двойная система Эта Киля состоит из массивных звезд, которые вращаются вокруг общего центра тяжести. Звездный вальс извергает в пространство мощнейшие ветры, скорость движения которых приравнивается к 10 миллионам километров в час. Источник ветров, межзвездный участок системы, крайне турбулентен и на данный момент недоступен для детального изучения из-за небольшого размера. Столкновение звездных ветров, летящих навстречу друг другу, разогревает систему до миллионов градусов и провоцирует интенсивное гамма-излучение.

Активный процесс является причиной ярких событий. Так, в 1830-х годах астрономы зафиксировали «Великое извержение», вызванное кратковременным высвобождением гигантского количества газа и межзвездной пыли. Извержение привело к возникновению туманности Гомункулус.

И хотя ни наземные, ни космические телескопы до сих пор не смогли получить детальные изображения центра системы Эта Киля, команда Вайгельта смогла достичь относительного успеха благодаря интерферометру VLTI и установленного на нем приемника AMBER.

Комбинация в режиме интерферометрии трех из четырех Вспомогательных телескопов VLT позволила ученым получить десятикратное увеличение разрешающей силы по сравнению с отдельно взятым телескопом VLT. Результатом стали самое детальное изображение Эты Киля и неожиданные выводы о внутреннем строении системы. В области между двумя компонентами Эты Киля ясно выделилась удивительная веерообразная структура.

«Наша мечта сбылась – мы получили исключительно четкие изображения двойной в инфракрасном свете. VLTI дал уникальную возможность углубить понимание физики процессов, происходящих в системе Eta Carinae», – говорит Герд Вайгельт.

Астрономы дополнили изображение спектральными наблюдениями центра, которые позволили измерить скорости сталкивающихся ветров. На основе проведенного анализа ученые спроектировали максимально точные компьютерные модели внутреннего строения двойной. Это позволило понять, как сверхмассивные звезды, составляющие бинарную систему, теряют вещество в ходе своей эволюции.

Больше по теме:   ESO  Далекий космос  Звезды