Вблизи сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути обнаружен звездный питомник

Несмотря на ничтожные шансы, ученые все же получили доказательство того, что звезды с низкой массой образуются поразительно близко к сверхмассивной черной дыре в центре Млечного Пути.

В центре Млечного Пути в непосредственной близости от сверхмассивной черной дыры находится область, охваченная мощными приливными силами и купающаяся в интенсивном ультрафиолетовом свете и рентгеновском излучении. Ранее астрономы считали, что столь суровые условия не подходят для формирования звезд, но новые наблюдения массива телескопов ALMA говорят об обратном.

Ученые выявили признаки образования 11 звезд с низкой массой возрастом около 6000 лет в опасной близости от сверхмассивной черной дыры Стрелец A* в центре нашей Галактики. Светила формируются на расстоянии всего 3 световых года от монстра и на таком расстоянии приливные силы, движимые сверхмассивной черной дырой, по мнению астрономов, должны разрывать облака пыли и газа, прежде чем они смогут образовать звезды.

Однако наличие протозвезд предполагает, что условия, необходимые для рождения звезд с малой массой, могут существовать даже в одном из самых турбулентных районов нашей Галактики и, возможно, в подобных местах по всей Вселенной.

Протозвезды формируются из межзвездных облаков пыли и газа. Плотные карманы материала в этих облаках коллапсируют под действием собственной гравитации, а затем начинают расти, накапливая все больше и больше газа из родительских облаков. Однако часть этого падающего материала никогда не попадает на поверхность звезды. Вместо этого она выбрасывается в виде пары высокоскоростных струй из полюсов протозвезды.

Чрезвычайно турбулентная среда может нарушить нормальное движение материала на протозвезду, а интенсивное излучение от массивных соседних звезд и сверхмассивных черных дыр может разорвать родительское облако, прекратив тем самым процесс образования всех звезд, кроме самых массивных.

«Несмотря на ничтожные шансы, мы все же видим доказательство того, что звезды с низкой массой образуются поразительно близко к сверхмассивной черной дыре в центре Млечного Пути. Поистине удивительно, насколько может быть устойчивым звездообразование даже в самых маловероятных местах», – рассказывает Фархад Юсеф-Заде, ведущий автор исследования из Северо-западного университета в Эванстоне (США).

Обнаружить протозвезды помогли их визитные карточки – «двойные лепестки». Эти космические структуры, похожие на песочные часы, сигнализируют о ранних стадиях звездообразования. Молекулы в этих лепестках, такие как монооксид углерода, ярко светятся в миллиметровом диапазоне, который улавливает ALMA.

«Открытие свидетельствует о том, что звездообразование происходит в облаках, расположенных удивительно близко к Стрельцу A*. Хотя эти условия далеки от идеала, у нас есть несколько объяснений появления этих юнцов», – сказал Аль Вуттен, соавтор исследования из Национальной радиоастрономической обсерватории в Шарлоттсвилле (США).

Ученые считают, что для успешного формирования маломассивных звезд внешним силам пришлось бы сжать газовые облака вблизи центра нашей Галактики, чтобы преодолеть сильную природу региона и позволить гравитации захватить и сформировать звезды. Астрономы предполагают, что высокоскоростные газовые облака могут способствовать образованию звезд, когда они пробиваются сквозь межзвездную среду. Также возможно, что струи из самой черной дыры могут сжимать материал и вызывать этот всплеск звездообразования.

Следующим шагом ученые называют поиск намеков на то, что вокруг этих новообразованных звезд вращаются газопылевые диски, в которых в конечном итоге могут сформироваться планеты, как это происходит у молодых звезд в галактическом диске.

Больше по теме:   Звезды  Млечный Путь  Черные дыры