Вокруг протозвезды в созвездии Ориона обнаружены сложные органические молекулы

Исследуемая протозвезда HH 212 проживает в созвездии Ориона на расстоянии около 1300 световых лет от нас. Ее возраст оценивается всего в 40 000 лет, а масса в одну пятую солнечной.

Международная группа ученых с помощью массива телескопов ALMA впервые обнаружила сложные органические молекулы вокруг очень молодой протозвезды. Найденные молекулы метанола, метантиола и формамида играют решающую роль в создании богатой органической химии. Исследование показало, что строительные блоки жизни присутствуют в окрестностях формирующихся звезд на самом раннем этапе и включаются в состав планет, которые впоследствии рождаются вокруг них.

В областях звездообразования, в недрах гигантских молекулярных облаков, происходит нескончаемая битва между гравитацией и давлением газа и пыли. Если побеждает гравитация, газ и пыль сжимаются в горячее плотное ядро, в котором начинаются термоядерные реакции, и оно вспыхивает, становясь протозвездой. Оставшиеся снаружи газ и пыль образуют вращающийся диск вокруг новорожденной звезды, который во многих звездных системах фрагментирует и образует планеты. Молодые протозвездные диски трудно наблюдать из-за их очень малых размеров, но благодаря рекордно высокому разрешению телескопа ALMA стало возможно изучать мельчайшие детали процесса образования звезд и планет.

«Мы счастливы, что смогли обнаружить сложные органические молекулы в диске аккреции у новорожденной звезды. Подобные молекулы находили в протопланетном диске почти сформировавшихся звезд, но мы считали, что они могут появляться и на ранней стадии. Используя ALMA, нам удалось не только их найти в молодом диске аккреции, но и понять, где они находятся», – рассказывает Чин-Фей Ли, ведущий автор исследования из Института астрономии и астрофизики Тайваня (Китай).

Исследуемая протозвезда HH 212 проживает в созвездии Ориона на расстоянии около 1300 световых лет от нас. Ее возраст оценивается всего в 40 000 лет, а масса в одну пятую солнечной. В настоящий момент HH 212 активно поглощает материал из диска аккреции, радиус которого составляет примерно 60 астрономических единиц.

Наблюдения ALMA четко выявили атмосферу сложных органических молекул выше и ниже диска. Предполагается, что эти молекулы являются строительными блоками для аминокислот и сахаров. «Скорее всего, они образуются на ледяных зернах в диске, а затем высвобождаются вследствие нагрева излучением звезды или из-за столкновений», – пояснил Чжи-Юнь Ли, соавтор исследования из Университета Вирджинии (США).

Присутствие сложной органики в протопланетном диске на самых ранних этапах его развития говорит о том, что условия для зарождения жизни могут присутствовать практически у всех звезд. Ученые планируют проверить это в ходе наблюдений за другими звездами-младенцами при помощи ALMA и других телескопов.

Больше по теме:   Звезды