Впервые получено изображение свермассивных черных дыр, вращающихся вокруг друг друга

Ученые полагают, что две сверхмассивные черные дыры могут слиться воедино в следующие несколько миллионов лет, однако, этого может и не произойти, так как расстояние между ними значительное.

В галактике, удаленной от Земли на 750 миллионов световых лет, с помощью радиоинтерферометра «Very Long Baseline Array» или VLBA астрономы впервые зафиксировали орбитальное движение пары черных дыр. Два космических монстра суммарно превышают по массе Солнце в 15 миллиардов раз и вращаются вокруг друг друга на расстоянии 24 световых лет, что очень близко для такой системы.

«Это первая пара черных дыр, которую следует рассматривать как отдельные объекты, движущиеся относительно друг друга», – рассказывает Грег Тейлор из Университета Нью-Мексико (США).

Сверхмасивные черные дыры, в миллионы или миллиарды раз превышающие по массе Солнце, находятся в ядрах большинства галактик. Наличие двух таких монстров в центре одной галактики означает, что в прошлом она слилась с себе подобной. В будущем пара черных дыр, поселившихся по соседству, могут объединиться в одну, породив гравитационные волны.

«Мы полагаем, что две сверхмассивные черные дыры в наблюдаемой нами галактике могут слиться воедино в следующие несколько миллионов лет, однако, этого может и не произойти, так как расстояние между ними значительное», – сказала Каришма Бансал из Университета Нью-Мексико.

Исследуемая эллиптическая галактика 0402+379 впервые была обнаружена в 1995 году. В 2003 и 2005 годах она изучалась с помощью VLBA. Основываясь на полученных данных, в 2006 году Грег Тейлор и его коллеги сделали вывод, что она содержит пару сверхмассивных черных дыр.

Последнее исследование, которое команда представила в журнале Astrophysical Journal, включает новые наблюдения, проведенные в период с 2009 по 2015 год, а также повторный анализ ранее полученных данных. Новая работа показала движение двух ядер, подтверждая, что черные дыры вращаются вокруг друг друга и завершают одну орбиту примерно за 30 000 лет.

«Нам нужно продолжить наблюдения этой галактики, чтобы уточнить орбиту и массы черных дыр. Эта пара дает нам первый шанс изучить, как взаимодействуют подобные системы», – заключил Грег Тейлор.

Команда проведет еще одно наблюдение этой системы через три-четыре года, чтобы подтвердить движение и получить точную орбиту. Тем временем Грег Тейлор надеется, что открытие подтолкнет астрономов по всему миру к поиску подобных двойных систем черных дыр.

Больше по теме:   Черные дыры