Вспыльчивая галактика ESO 580-49

Космический телескоп «Hubble» получил изображение галактики, скрывающей источник загадочного гамма-всплеска.

Зачастую внешность бывает обманчивой. Несмотря на то, что спиральная галактика ESO 580-49 кажется спокойной и непритязательной, процессы, происходящие в ней, говорят об обратом.

В октябре 2011 года астрономы зафиксировали гамма-всплеск (GRB), пришедший из области неба, в которой содержится ESO 580-49. У ученых практически нет сомнений, что катастрофическое событие, породившее мощнейший выброс энергии, произошло именно в этой галактике, так как вероятность случайного совпадения составляет примерно одну десятимиллионную.

Вспышки гамма-лучей являются одними из самых ярких событий в космосе, иногда на несколько секунд превосходящими совокупное гамма-излучение всей наблюдаемой Вселенной.

Несмотря на то, что GRB 111005A является вторым по удаленности от Земли (185 миллионов световых лет) из всех гамма-всплесков, зафиксированных телескопами, у ученых до сих пор нет объяснения его природы. Дело в том, что ни одна из общепринятых моделей не соответствует наблюдениям, и на данный момент исследователи полагают, что GRB 111005A является новым, неизученным типом гамма-всплесков.