Яркие области на Церере свидетельствуют о геологической активности

С борта космического аппарата NASA «Dawn» поверхность Цереры кажется довольно темной, но покрытой сотнями ярких областей, которые хорошо заметны на снимках. Сегодня ученые лучше понимают, как формируются отражающие области в процессах, указывающих на активный, развивающийся мир.

«Таинственные яркие пятна на Церере, свидетельствуют о прошлом подземного океана и о том, что Церера удивительно активна. Геологические процессы, которые создали эти яркие области, и по сей день изменяют лицо карликовой планеты», – рассказывает Кэрол Раймонд, заместитель главного исследователя миссии «Dawn».

Различные виды ярких областей

С марта 2015 года, когда «Dawn» вышел на орбиту Цереры, ученые обнаружили более 300 ярких зон на ее поверхности. Исследование, представленное в журнале Icarus и возглавляемое доктором Натаном Штайном из Калифорнийского технологического института (США), делит особенности Цереры на четыре категории.

Первая группа ярких пятен содержит наиболее отражающий материал, который находится на дне кратеров. Характерный пример – кратер Occator, в котором расположены две самые яркие области, Cerealia Facula (в центре кратера) и Vinalia Facula (к востоку от центра). Яркий материал в кратере Occator состоит из солей, когда-то возникших с участием воды. Хотя Cerealia Facula – самая яркая область на Церере, нам бы она показалась похожей на грязный снег.

Яркий материал второй категории находится по краям кратеров. Он появился на поверхности в результате столкновений, поднявших его из недр карликовой планеты.

К третьей группе отнесены области отражающего материала, выброшенного за пределы кратеров при их возникновении.

Гора Ahuna Mons получила четвертую категорию – единственный пример на Церере, где яркий материал не связан с кратерами. Этот криовулкан, образованный постепенным накоплением медленно протекающих ледяных материалов, имеет заметные яркие полосы на склонах.

В течение сотен миллионов лет яркий материал смешивался с темным материалом, образующим основную часть поверхности Цереры, из-за ударных воздействий. Это означает, что миллиарды лет назад, когда Церера испытывала больше столкновений, тысячи ярких областей покрывали поверхность карликовой планеты.

Про кратер Occator

Линн Бэйт, планетарный геолог из Смитсоновского института (США), постаралась разобраться, почему различные яркие области в кратере Occator настолько отличаются друг от друга.

Главным объяснением считается нахождение в недавнем прошлом под кратером резервуара соленой воды. Ученые миссии «Dawn» предполагают, что, когда крупное тело врезалось в Цереру, оно образовало переломы, через которые позже просочилась жидкость.

Vinalia Facula могла образоваться из жидкости, подводимой к поверхности небольшим количеством газа, подобно шампанскому, вытекающему из бутылки. Растворенный газ мог быть водяным паром, двуокисью углерода, метаном или аммиаком. Соленая вода, содержащая летучие вещества, поднималась через расщелины. Низкое давление на поверхности Цереры вызывало кипение жидкости. Там, где переломы достигали поверхности, энергичные выбросы пара переносили частицы льда и солей, осаждая их на поверхность.

Cerealia Facula сформировалась в несколько другом процессе. Материал в Cerealia, вероятно, походил на ледяную лаву, просачивающуюся через расщелины и оседающую в форме купола. Периодические фазы кипения, подобные тому, что происходило при образовании Vinalia Facula, поднимали на поверхность частицы солей, образующих яркое пятно.

Больше по теме:   Dawn  Церера