За плечами десятилетия открытий: NASA исследует Юпитер

Запущенный пять лет назад космический аппарат NASA «Juno» 4 июля 2016 года успешно вышел на орбиту самой большой планеты Солнечной системы, продолжив давнюю традицию изучения гиганта.

Являясь одним из самых ярких объектов на ночном небе, Юпитер подчинил людей с давних времен. Сегодня ученые считают, что Юпитер не всегда отдыхал на своей текущей орбите, а блуждал по Солнечной системе в своей юности, нарушив процесс формирования Марса и повлияв на образование и расположение пояса астероидов.

Начиная с 1970-х годов, исследователи используют космические аппараты для раскрытия тайн Юпитера. Первыми первопроходцами стали «Pioneer 10» и «Pioneer 11». Космические корабли достигли планеты в 1973 году и в начале 1974 года соответственно. Впервые ученые смогли увидеть изображения Юпитера, его спутников, а главное, таинственного Большого красного пятна крупным планом.

Из данных, полученных в ходе первых двух миссий, ученые смогли сделать многочисленные выводы о планете. В частности, они обнаружили, что она в основном состоит из жидкости, имеет магнитосферу и магнитное поле, как и Земля. Это намекает на возможное наличие у гиганта твердого ядра. Исследователи также смогли посмотреть на облака Юпитера с высоты примерно 42 000 километров.

«Pioneer 10» и «Pioneer 11» проложили путь к газовому гиганту для двух следующих космических аппаратов: «Voyager 1» и «Voyager 2», которые пролетали мимо Юпитера в 1979 году и передали на Землю более 52 000 фотографий планеты и ее спутников. Наиболее известный из двух братьев «Voyager 1», запущенный в 1977 году, на данный момент пересек внешние слои Солнечной системы и вошел в межзвездное пространство. Со временем, «Pioneer 10», «Pioneer 11» и «Voyager 2» также покинут владения нашего Солнца.

Эти изображения и сопровождающие их наблюдения спровоцировали множество новых открытий. Данные показали много особенностей погоды на Юпитере, в том числе наличие молний верхних облаках и подобных урагану штормовых систем. Кроме того, впервые ученые обнаружили действующие вулканы за пределами Земли: на спутнике планеты Ио.

Миссия «Galileo» к Юпитеру началась в конце 1980-х годов. В отличие от предыдущих миссий этот набор космических аппаратов, атмосферный зонд и орбитальный корабль, направились непосредственно на орбиту планеты. Зонд стал первым космическим аппаратом для непосредственного измерения характеристик атмосферы Юпитера. Погрузившись в нее на 153 километра зонд в течение 58 минут анализировал атмосферные данные пока не расплавился от высоких температур. Полученные материалы продемонстрировали обилие атмосферных элементов Юпитера и углубили понимание о формировании планеты.

Орбитальный корабль провел многочисленные долгосрочные наблюдения системы Юпитера, нашел доказательства в поддержку теории, что под поверхностью Европы скрыт океан воды, обнаружил практически незаметную систему колец, состоящих из пыли, возникшей от метеорного воздействия на спутники Юпитера. В июле 1994 года миссия стала свидетелем столкновения с Юпитером кометы Шумейкеров-Леви 9, это было первое наблюдение подобного воздействия за пределами нашей планеты.

Миссия «Ulysses» изучила магнитосферу Юпитера в ходе гравитационного маневра, за гигантом наблюдал космический аппарат «Cassini» в 2000 году на пути к своему пункту назначения, Сатурну. Камеры «Cassini» получили 26 000 изображений планеты и ее спутников и создали самый подробный глобальный цветной портрет Юпитера.

Совсем недавно миссия к Плутону «New Horizons» пополнила копилку наблюдений во время облета Юпитера в 2007 году, обнаружив, что планета изменилась с последних наблюдений, проведенных осенью 2003 года, когда космический аппарат «Galileo» сгорел в атмосфере Юпитера. «New Horizons» провел около шести месяцев исследований системы газового гиганта и изучил метеорологическую систему, спутники и кольца. В частности, аппарат обнаружил около 36 вулканов на Ио и измерил температуру лавы.

Космический телескоп «Hubble» с момента его запуска в апреле 1990 года за 26 лет получил многочисленные фотографии Юпитера. Космическая обсерватория также стала свидетелем столкновения кометы Шумейкеров-Леви 9, позволив рассмотреть его под другим углом. В октябре 2015 года фотографии телескопа «Hubble» показали изменения Большого красного пятна, а в июне 2016 года он принял впечатляющие снимки сияний на полюсах планеты.

За счет успешного выхода «Juno» на орбиту Юпитера в июле 2016 года, ученые рассчитывают опубликовать информацию о первых результатах миссии в уже сентябре. На данный момент NASA уже выпустило несколько снимков, сделанных камерой JunoCam. «Juno» изучит атмосферу Юпитера, магнитные и гравитационные поля, обеспечив ученых информацией о структуре планеты, происхождении и эволюции Юпитера. Любой из этих ключей может открыть двери к разгадке тайны происхождения и формирования Солнечной системы.

Больше по теме:   Juno  NASA  Ио  Юпитер