«Зубная щетка» помогла определить эволюцию самых крупных структур во Вселенной

Астрономы подтвердили, что галактические кластеры образуются при слиянии меньших структур.

Команда астрономов из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (США), используя наблюдения массива радиотелескопов Very Large Array (VLA), оценила магнитные поля галактического кластера 1RXS J0603.3+4214, также известного как скопление Зубная щетка, и подтвердила, что он образовался в ходе слияния меньших структур.

Большинство галактик проживают в кластерах, содержащих от десятков до тысяч объектов. Например, Млечный Путь и галактика Андромеда, удаленная от нас на 2,3 миллиона световых лет, относятся к скоплению из примерно пятидесяти галактик, называемому «Местная группа». Кластеры являются самыми массивными гравитационно-связанными объектами во Вселенной и формируются из меньших структур, которые со временем разрастаются до крупных групп. Темная материя играет важную роль в этом процессе.

Рост скоплений зависит от нескольких конкурирующих физических процессов, в том числе от поведения внутрикластерного газа. В газе содержится больше массы, чем во всех звездах кластерных галактик, а его температура может достигать десяти миллионов градусов Цельсия. В результате газ играет важную роль в эволюции скопления. Горячий газ содержит быстро движущиеся заряженные частицы, которые производят излучение на радиоволнах и порой собираются в длинные нитевидные структуры.

Кластер галактик Зубная щетка вмещает три такие радиоструктуры, а также большой ореол (гало). Самая известная радиофункция охватывает более шести миллионов световых лет и состоит из трех отдельных компонентов, напоминающих кисть и ручку зубной щетки. Предполагается, что гало обусловлено турбулентностью, вызванной слиянием галактик.

Астрономы использовали VLA для наблюдения за релятивистскими частицами в кластере 1RXS J0603.3+4214. Ученые сравнили полученные сведения с рентгеновскими изображениями «Chandra» и другими наборами данных. В радиодиапазоне Зубная щетка показала очень узкий гребень, возникший при слиянии в результате огромного удара, и тридцать два ранее неизвестных источника радиосигналов.

Радио- и рентгеновская морфология гало оказались очень похожи и поддержали сценарий слияния. Астрономы также оценили магнитное поле кластера и в сочетании с другими результатами использовали его для подтверждения теории о слиянии.